Разработка ООП на основе ФГОС ВПО в СПбГУ ИТМО Приказы ректора: 232 от от Решение ученого совета университета от Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики СПбГУ ИТМО
Переход на уровневую систему ВПО В соответствии с законодательством ( Федеральные законы 260-ФЗ от г. ) с г. вузами должен быть осуществлен переход на уровневую систему образования на основе федеральных законов (232,309,260), ФГОС и Перечней направлений подготовки (специальностей) ВПО В СПбГУ ИТМО с г. переход одновременно в соответствии с ФГОС на уровни ВПО: бакалавриата, подготовки специалистов и магистратуры
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВУЗА ООП вуза – главный документ, определяющий процесс подготовки специалистов в конкретном вузе. (лицензирование, аккредитация) ООП вуза ООП вуза - системно организованный комплекс документов, регламентирующий содержание, трудоемкость, технологии обучения, преподавания и оценивания в целях достижения заявленных вузом результатов обучения (компетенций выпускника). Москва 12 – 13 ноября 2008
Законодательная и нормативная основа разработки ООП вуза Образовательные законы ФГОС ВПО ООП вуза ПООП Перечень направлений подготовки специальностей ВПО Перечень соответствия направлений специальностей Метод. материалы ИТМО
Законодательная и нормативная основа разработки ООП вуза (магистратура НИУ ИТМО) Образовательные законы ФГОС ВПО ООП вуза Перечень направлений подготовки специальностей ВПО Перечень соответствия направлений специальностей ОС НИУ ИТМО Метод. материалы ИТМО
125 ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании Ст ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании Ст.5 Основная образовательная программа вуза Основная образовательная программа вуза обеспечивает реализацию ФГОС ВПО (ОС вуза) и включает в себя: - учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Образовательный стандарт НИУ ИТМО (для магистратуры) ОС НИУ ИТМО имеет общность структуры требований с ФГОС ВПО и позволяет выполнять их функции в части обеспечения единства и качества образования, объективности контроля, а также устанавливать конкретные требования к разработке образовательных программ магистратуры, реализуемых в ИТМО.ОС НИУ ИТМО имеет общность структуры требований с ФГОС ВПО и позволяет выполнять их функции в части обеспечения единства и качества образования, объективности контроля, а также устанавливать конкретные требования к разработке образовательных программ магистратуры, реализуемых в ИТМО. Требования к условиям реализации и к результатам освоения ООП, устанавливаемые ОС НИУ ИТМО, не ниже соответствующих требований ФГОС.Требования к условиям реализации и к результатам освоения ООП, устанавливаемые ОС НИУ ИТМО, не ниже соответствующих требований ФГОС.
Состав ООП вуза на основе ФГОС ВПО (системообразующая часть ООПчасть 1) 1.ЦЕЛИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2.1.Область профессиональной деятельности выпускника. 2.2.Объекты профессиональной деятельности выпускника. 2.3.Виды профессиональной деятельности выпускника. 2.4.Задачи профессиональной деятельности выпускника. 3.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП 3.1. Перечень требуемых компетенций выпускника вуза по данной образовательной программе. 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ООП 4.1. Структурно-логические связи содержания учебных дисциплин, практик, НИРС образовательной программы Соответствие формируемых компетенций и составных частей ООП Календарный учебный график Учебный план.
Состав ООП вуза на основе ФГОС ВПО (дисциплинарно-ориентированная часть ООПчасть 2) 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ДИСЦИПЛИН, ПРАКТИК, НИРС ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5.1. Учебно- методические комплексы дисциплин (модулей) Рабочие программы дисциплин (модулей) Методические материалы по организации и технологиям обучения (преподавания) для преподавателя Методические материалы по изучению дисциплины (обучения) для студента Фонды оценочных средств и методики их применения для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (оценивание) Учебно-методические комплексы учебной и производственной практик Рабочие программы практик Методические рекомендации Рабочая программа НИРС. 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПО ООП 6.1. Программа государственного экзамена (по необходимости) Рекомендации по организации выполнения и оценки выпускных квалификационных работ.
Структура разрабатываемых и утверждаемых документов ООП в СПбГУ ИТМО Часть 1 Общая 1. ОС НИУ ИТМО (на основе макета для магистратуры)1. ОС НИУ ИТМО (на основе макета для магистратуры) 2. Требования к результатам освоения ООП подготовки бакалавра, магистра специалиста (на основе макета)2. Требования к результатам освоения ООП подготовки бакалавра, магистра специалиста (на основе макета) 3. Учебный план (на основе макета)3. Учебный план (на основе макета) 4. Календарный учебный график (на основе макета)4. Календарный учебный график (на основе макета) 5. Методические материалы по проведению ВКР и ИГА выпускников (на уровне вуза)5. Методические материалы по проведению ВКР и ИГА выпускников (на уровне вуза)
Структура разрабатываемых и утверждаемых документов ООП в СПбГУ ИТМО Часть 2 Дисциплинарная (модульная) 1. Рабочие программы дисциплин с обязательными приложениями (на основе макета)1. Рабочие программы дисциплин с обязательными приложениями (на основе макета) 2. Рабочие программы практик, НИРС (на основе макета)2. Рабочие программы практик, НИРС (на основе макета) 3. Программы по государственным экзаменам (при необходимости)3. Программы по государственным экзаменам (при необходимости)
УСЛОВИЯ ОТКРЫТИЯ ОБУЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМА ПО ООП, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ ФГОС ВПО 1. Полный комплект утвержденных документов ОПП на весь период ее освоения обучающимися1. Полный комплект утвержденных документов ОПП на весь период ее освоения обучающимися 2. Наличие необходимых условий реализации ООП, ежегодно подтверждаемых выпускающими кафедрами и другими структурами университета перед началом учебного процесса (кадровое, учебно- методическое, материально-техническое и др.)2. Наличие необходимых условий реализации ООП, ежегодно подтверждаемых выпускающими кафедрами и другими структурами университета перед началом учебного процесса (кадровое, учебно- методическое, материально-техническое и др.)
Направления подготовки бакмаг Ответственный Прикладная математика и информатика ++ Парфенов В.Г Профессиональное обучение (по отраслям) ??? + Стафеев С.К Экономика ++ Смирнов С.Б Менеджмент + Смирнов С.Б Бизнес-информатика ++ Парфенов В.Г Информационная безопасность ??? + Бобцов А.А Электроэнергетика и электротехника ++ Бобцов А.А Ракетные комплексы и космонавтика ??? + Прохорович В.Е.
Направления подготовки бакмаг Ответственный Системы управления движением и навигация ??? + Бобцов А.А Приборостроение ++ Марусина М.Я Оптотехника ++ Путилин Э.С Лазерная техника и лазерные технологии ++ Храмов В.Ю Фотоника и оптоинформатика ++ Козлов С.А Инфокоммуникационные технологии и системы связи ++ Шарков А.В Конструирование и технология электронных устройств ++ Бобцов А.А Системный анализ и управление + Бобцов А.А Управление в технических системах ++ Бобцов А.А.
Направления подготовки бакмаг Ответственный Мехатроника и робототехника ++ Марусина М.Я Управление качеством ??? + Леонтьева О.А Стандартизация и метрология + Марусина М.Я Наукоемкие технологии и экономика инноваций ??? + Тойвонен Н.Р Техническая физика ++ Шарков А.В Информатика и вычислительная техника ++ Бобцов А.А.
Направления подготовки бакмаг Ответственный Информационные системы и технологии ++ Парфенов В.Г Прикладная информатика + Парфенов В.Г Программная инженерия ++ Бобцов А.А Техносферная безопасность + Ханов Н.И. 1Специальность Таможенное дело +Богданова Е.Л. Итого: - 27 направлений ВПО, по которым разрабатываются ООП по 21 – уровню бакалавриата, 22-м – уровням магистратуры; По 1-ой - специальности
Организационная структура разработки ООП Комиссия Рабочая группа по циклу ГСЭ Рабочая группа по циклу ЕН Рабочая группа по циклу ОПД Рабочие группы по направлениям подготовки УМС УОП ОПОП Группы экспертов Утвержде ние на Ученом Совете Комиссия Ученого Совета по учебе
Методические материалы Методические рекомендации по разработке и оформлению ООП Регламент организации работ в СПбГУ ИТМО по формированию новых ООП Макеты (шаблоны) основных документов ООП (Требования к выпускнику, макет ОС НИУ, УП, КУГ, РПД и др.) Сайт отдела Проектирования образовательных программ
СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ РАБОТ (Приказ 232) Регламент организации работ в СПбГУ ИТМО по формированию новых ООП университета (УМС) составы рабочих групп по разработке отдельных циклов дисциплин (ГСЭ, ЕН, ОПД) и составы рабочих групп по разработке ООП в целом по направлениям (с учетом профилей подготовки) в соответствии с Регламентом организации работ в СПбГУ ИТМО по формированию ООП университета (УМС, деканы, ответственные за направления подготовки) базовые ООП, включающие: календарные учебные графики, базовые учебные планы и программы базовых (обязательных) дисциплин в единой электронной и печатной форме по направлениям подготовки университета (комиссия, рабочие группы, ОПОП). Базовые учебные планы предусматривают распределение наименований базовых (обязательных) дисциплин по курсам, семестрам и формам контроля, а также распределение вариативных (профильных) дисциплин и дисциплин по выбору студента по курсам, семестрам и формам контроля без указания их наименований. Рабочие учебные планы формируются на основе базовых планов путем внесения в их сетку конкретных наименований вариативных дисциплин и дисциплин по выбору студента.
– полный состав новых ООП по всем направлениям подготовки университета с прохождением их независимой экспертизы со стороны работодателей (деканы, ответственные за направления подготовки, заведующие выпускающими кафедрами)
Основные этапы разработки ООП вуза 1. Формулирование цели ООП вуза (стратегия развития, миссия вуза, программа НИУ и др.) 2. Определение совместно с работодателями видов и задач проф. деятельности выпускников вуза (по выпускающей кафедре),с учетом рынка труда, научно- педагогической направленности кафедры, ФГОС ВПО, проф. стандартов 3. Формирование перечня компетенций выпускника (ОК и ПК) для реализации проф. деятельности на основе ФГОС ВПО 4. Формирование З,У по циклам и дисциплинам ООП (с учетом ФГОС ВПО) 5. Разработка дисциплин (модулей) ООП 6. Разработка средств и процедур контроля уровня освоения компетенций выпускника (ИГА)
Структура компетенций и результатов обучения по уровням ООП в соответствии с ФГОС ВПО КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА Знания Умения Владения Знания Умения Владения Знания Умения Владения Уровень дисциплин (модулей) Знания Умения Владения З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк Уровень учебных циклов на основе ФГОС З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ ГСЭ ЕН ОПДПроф. Уровень дисциплин (учебных модулей)
Структура уровней ООП бакалавриата Направление подготовки ВПО (Перечень Минобрнауки) Профиль-1Профиль-2Профиль -I Уровень ООП в вузе Профиль -N ООПООП ООПООП ООПООП ООПООП Уровень профилей ООП согласно ПООП (УМО) ООПООП ООПООП ООПООП ООПООП ООПООП ООПООП ООПООП ООПООП ООПООП ООПООП ООПООП ООПООП
Структура уровней ООП по направлению подготовки для магистратуры Направление подготовки ВПО (Перечень Минобрнауки) ООП Профиль-1 ООП Профиль-3 ООП Профиль -I ООП Профиль -… Уровень профилей (специализаций) ООП в вузе ООП Профиль-2 ООП Профиль-N
Основные этапы разработки рабочей программы дисциплины (модуля) 1. Отбор компетенций выпускника, формируемых в рамках дисциплины с установленной трудоемкостью (з.е. или ак. час.) 2. Развертывание компетенций по уровням проявления в проф. деятельности – ситуаций, проблем, задач, которые должен научиться решать студент по дисциплине 3. Установление требований к дифференцированным уровням знаний, умений и навыков (РО), которые должен освоить студент для формирования компетенций в рамках трудоемкости дисциплины 4. Разработка содержания дисциплины, необходимое для формирование компетенций 5. Формирование средств, методов и критериев оценивания заданных уровней освоения студентом результатов обучения (РО) 6. Разработка методических рекомендаций преподавателю по организации форм и технологий преподавания 7. Разработка методических указаний студенту по организации его обучения, в том числе самостоятельной работы 8. Формирование перечня условий реализации дисциплины (литературы, УМК, мат-технического и т.п.)
Технологии достижения результата обучения по дисциплине (учебный процесс) СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ЗНАНИЯ УМЕНИЯ Личностная-мотивация Технологиипреподавания Технологии (средства) оценивания К О М П Е Т Е Н Ц И И Технологииобучения
Разъяснения Минобрнауки разработчикам основных образовательных программ для реализации ФГОС ВПО
1. Вопрос: Должен ли вуз, проектируя профильную подготовку бакалавров в рамках вариативной части ООП, следовать перечню профилей, установленному в соответствующей примерной основной образовательной программе (ПООП)? Ответ: В уз должен выбрать профиль (профили), указанный ( -н ые) в ПООП, утвержденной руководителем вуза– разработчика соответствующего ФГОС ВПО.
3. Вопрос: Можно ли в рамках одного профиля подготовки бакалавров в вузе разрабатывать несколько учебных планов? Ответ: Можно, с учетом особенностей основной образовательной программы подготовки бакалавров.
4. Вопрос: Сколько магистерских программ может реализовать вуз в рамках одного направления подготовки? Ответ: В рамках одного направления подготовки вуз может реализовать любое количество основных образовательных программ магистратуры (магистерских программ), при условии выполнения требований ФГОС ВПО.
5. Вопрос: Имеет ли право вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять редакцию компетенций, приведенных во ФГОС? Ответ: Компетенции, приведенные во ФГОС, являются обязательными для разработки вузом основных образовательных программ. Вуз имеет право предусматривать дополнительные компетенции с учетом направленности (профиля) своей основной образовательной программы.
6. Вопрос: Имеет ли право вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять требования к знаниям, умениям и владениям, приведенные во ФГОС (таблица 2 "Структура ООП")? Ответ: Требования ФГОС являются обязательными для выполнения с учетом профилей реализуемых вузом основных образовательных программ. В уз может вводить дополнительные требования к знаниям, умениям и навыкам.
7. Вопрос: Являются ли обязательным для вуза наименования дисциплин, приведенных во ФГОС (таблица 2 "Структура ООП")? Ответ: Наименования дисциплин "История", "Философия", "Иностранный язык", "Физическая культура", "Безопасность жизнедеятельности" не могут быть изменены вузом. Наименование других дисциплин вуз имеет право изменять.
10. Вопрос: Могут ли дисциплины базовой и вариативной частей иметь одинаковое название? Ответ: Нет. В случае необходимости наименование может быть указано с индексом (например, математика 1, математика 2).
11. Вопрос: Может ли вуз при формировании учебного плана для конкретного профиля подготовки бакалавров использовать вариативную часть других циклов основной образовательной программы, а не только профессионального цикла? Ответ: В уз вправе использовать вариативную часть циклов Б.1, Б.2 и Б.3, сохраняя при этом содержание дисциплин соответственно направленности циклов.
12. Вопрос: Каков порядок реализации факультативных (не обязательных для освоения студентом) дисциплин? Ответ: В уз может дополнительно к ООП реализовать факультативные дисциплины (в бакалавриате и при подготовке специалиста объемом до 10 зачетных единиц). В магистратур е могут быть реализованы факультативные дисциплины в объеме, определяемом вузом. ВУЗ может реализовывать факультативные дисциплины за счет ежегодного резерва в 2-5 учебных недель, образующегося за счет варьирования продолжительности каникул от 7 до 10 недель в год.
13. Вопрос: Должна ли ООП на базе ФГОС ВПО разрабатываться с обязательным применением модульного формата? Ответ: В узу рекомендуется проектировать модульные ООП, но это не является обязательным требованием ФГОС. Эффективность реализации компетентностного подхода, разработки совместных образовательных программ, академической мобильности студентов и преподавателей значительно повышается при проектировании ООП в модульном формате.
15. Вопрос: Может ли вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять установленную ФГОС величину трудоемкости учебного года равную 60 зачетным единицам? Ответ: Нет, не может. Трудоемкость одного учебного года при реализации основной образовательной программы должна быть равна 60 зачетным единицам.
16. Вопрос: Может ли вуз при разработке своей основной образовательной программы отклоняться от установленного ФГОС соответствия 1 зачетной единицы 36 академическим часам? Ответ: В уз может использовать соответствие одной зачетной единицы академическим часам в интервале от 32 до 38 академических часов. В СПбГУ ИТМО для бакалавриата 1 з.е =34 академ.часам Для магистратуры 1з.е.=36 академ.часам
17. Вопрос: Может ли трудоемкость дисциплин (модулей) и практик определяться дробным числом зачетных единиц? Ответ: Трудоемкость дисциплин (модулей) и практик должна определяться только целым числом зачетных единиц.
18. Вопрос: На физкультуру в соответствии с ФГОС отводится 2 зачетные единицы, соответствующие 400 академическим часам. Каким образом должны учитываться эти зачетные единицы по годам обучения? Ответ: Возможно вариант ы в зависимости от количества семестров, отведенных вузом на освоение студентом физической культуры.
19. Вопрос: Требования к количеству лекционных занятий относятся к каждой дисциплине или к образовательной программе в целом? Ответ: Требование к количеству лекционных занятий относится к аудиторным занятиям ООП в целом (за исключением разделов ООП: физическая культура, практика, НИР, итоговая государственная аттестация). ФГОС ВПО (бакалавр) - в целом в учебном процессе з анятия лекционного типа не более 40 процентов аудиторных занятий. Для магистра - з анятия лекционного типа не более 20 процентов аудиторных занятий).
20. Вопрос: Сохраняется ли при переходе на ФГОС ВПО норма "один семестровый экзамен выражается одной зачетной единицей (три дня подготовки и один день на экзамен)", определенная в письме Министерства образования Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N ин/13? Ответ: При переходе на ФГОС ВПО трудоемкость дисциплины (модуля), выраженная в зачетных единицах, включает в себя все виды учебной работы студента на освоение этой дисциплины (модуля) и все виды контроля (текущий контроль и промежуточная аттестация).
22. Вопрос: Где можно найти примерные основные образовательные программы высшего профессионального образования? Ответ: Разработанные на основе ФГОС ВПО примерные основные образовательные программы размещены на сайтах вузов- разработчиков ФГОС. Ссылки на сайты можно найти на web - странице Федерального института развития образованияweb - странице (адрес profobrazovaniya/koordinacionnyj-plan-razrabotki-primernyx-osnovnyx- obrazovatelnyx-programm/).
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК БАКАЛАВРА (макет) Учебный процесс состоит из 8 семестров по 20 недель каждый. Осенние семестры – 17 недель теоретического обучения + 3 недели экзаменационная сессия. Весенний семестр – 17, 15,13 и 7 недель теоретического обучения.
Рабочий учебный план (макет)
Рабочая программа дисциплины
Состав документов рабочей программы дисциплины
Спасибо за внимание