ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СЕМИНАР учителей математики, физики и информатики ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СЕМИНАР учителей математики, физики и информатики МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 12 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ «Деятельностный подход в обучении математике, физике и информатике в рамках реализации ФГОС общего образования». «Деятельностный подход в обучении математике, физике и информатике в рамках реализации ФГОС общего образования». Г.О. ОРЕХОВО-ЗУЕВО 29 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА САПОГОВА ВЕРА ВЛАДИМИРОВНА УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ
ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР Великая цель образования – это не знания, а действия. 2
Международные сравнительные исследования Математическая грамотность Средний результат 500 баллов 21 место 478 баллов 3
История деятельностного характера образования «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия». 4
История деятельностного характера образования Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ «Главная цель обучения и воспитания: дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу». «Образование нельзя получить, его берут собственными руками». 5
История деятельностного характера образования Илья Имранович Ильясов 1937 ОБУЧЕНИЕ= действие (преобразование объекта) + собственно учение (преобразование субъекта) 6
История деятельностного характера образования А.Н. Леонтьев П.Я. Гальперин Д.Б.Эльконин На основе внешних материальных действий формируются внутренние действия, т.е. умственные: они-то и обеспечивают человеку учение мыслить, ориентироваться в окружающем мире. 7
История деятельностного характера образования «знания… не возникают помимо познавательной деятельности субъекта и не существуют безотносительно к ней» Сергей Леонидович Рубинштейн
История деятельностного характера образования «Источник развития индивида кроется не в самом человеке и не в содержании учебного материала, который он изучает, а в деятельности учения» Лев Семенович Выготский
Деятель- ностный подход Знания Действия Отношения Развитие личности Деятельностный подход к обучению 10
ВЫВОД:ВЫВОД: «Человек формируется в деятельности и только в ней, причем в деятельности интенсивной, напряженной, разнообразной». 11
Операции Результат Действие Структура деятельности Мотив 1 Потребности Цель и задача Рефлексия 6 12
Этапы протекания деятельности деятельности Этапы протекания деятельности деятельности ориентировочный исполнительный контрольно-коррекционный 13
Задачи учителя исполнительный показывать общие пути преодоления затруднений Деятельность уверенное действие встреча с затруднениями своевременно ставить преграды 14
Модель деятельностного подхода позволяет Формировать мышление Формировать систему культурных ценностей Формировать целостную картину мира 15
Cистема дидактических принципов Cистема дидактических принципов Принцип вариативности Принцип деятельности Принцип психологической комфортности Принцип минимакса Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип творчества 16
Реализация деятельностного подхода Реализация Зачем учить? (цель) Чему учить? (содержание) Как учить? (технологии, методики) 17
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода Уроки «открытия» нового знания Уроки рефлексии Уроки общеметодологической направленности Уроки развивающего контроля по целеполаганию: 18
Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование способности учащих- ся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществ- лению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Урок рефлексии Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгорит- мов. Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода 19
Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Включение в систему знаний и повторение. 1 Мотивирование к учебной деятельности. Выявления места и причины затруднения. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Самостоятель ная работа с самопроверко й по эталону. Первичное закрепление с проговаривани ем во внешней речи. Реализация построенного проекта 7 20
Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Формулировани е темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащим- ся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) ПланированиеУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные дейст-вия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультируетОтличияОтличия 21
Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выпол- нением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует Осуществление коррекции Учитель в ходе вы- полнения и по итогам выполненной работы учащимися осущест-вляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует Итог урокаУчитель выясняет, что запомнили учащиеся Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностейОтличияОтличия 22
История деятельностного характера образования Дмитрий ПИСАРЕВ «Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по входе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого». 23
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СЕМИНАР ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СЕМИНАР учителей математики, физики и информатики «Деятельностный подход в обучении математике, физике и информатике в рамках реализации ФГОС общего образования» «Деятельностный подход в обучении математике, физике и информатике в рамках реализации ФГОС общего образования» 24
Использованные источники. 1.Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М. ВИТА-ПРЕСС, Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик».