1 О состоянии нормативно- правовой базы в свете вступления в силу закона «Об образовании в РФ» И.М.Григорьев начальник Управления образовательных программ
2 УМО в Федеральном законе Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования Часть 2. В целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования в системе образования могут создаваться учебно- методические объединения.
3 УМО в Федеральном законе Часть 3. Учебно-методические объединения в системе образования создаются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утвержденными этими органами. Типовые положения об учебно-методических объединениях в системе образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4 УМО в Федеральном законе Часть 4. В состав учебно-методических объединений на добровольных началах входят педагогические работники, научные работники и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей.
5 Проект постановления по ФГОС опубликован проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» (в приложении – проект Порядка) - ч.9 ст ФЗ. Пункт 2 проекта Порядка Стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования (ч.5 ст ФЗ).
6 Проект постановления по ФГОС Пункт 3 проекта Порядка Стандарты по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования разрабатываются в соответствии с перечнями профессий. Пункт 4 проекта Порядка Министерство обеспечивает разработку проектов стандартов и проектов вносимых в стандарты изменений (далее вместе – проекты) с привлечением учебно-методических объединений в системе образования
7 Проект постановления по ФГОС Пункт 7 проекта Порядка Министерство организует разработку проектов разработчиками в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов. Пункт 8 проекта Порядка Проекты могут быть разработаны разработчиками в инициативном порядке на безвозмездной основе
8 Проект постановления по ФГОС Пункт 14 проекта Порядка Независимая экспертиза проекта, подлежащего размещению на официальном сайте, проводится одновременно с его размещением на официальном сайте. Пункт 18 проекта Порядка По результатам рассмотрения проекта Совет (пункт 5) принимает решение рекомендовать Министерству: утвердить проект; отклонить проект; направить проект на доработку с последующим утверждением; направить проект на доработку с последующим повторным рассмотрением.
9 Некоторые новации 273-ФЗ Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Пункт 9. Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов
10 Некоторые новации 273-ФЗ Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Пункт 10. Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы
11 Некоторые новации 273-ФЗ Статья 12. Образовательные программы Часть 1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно- нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
12 Некоторые новации 273-ФЗ Статья 12. Образовательные программы Часть 2, пункт 2 (типология основных профессиональных образовательных программ) а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки
13 Некоторые новации 273-ФЗ Статья 12. Образовательные программы Часть 9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Часть 10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Часть 11. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ определяется Министерством.
14 Некоторые новации 273-ФЗ Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ Использование ресурсов нескольких организации на основании договора Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением информации в базах данных и с использованием информационных технологий дистанционные образовательные технологии – в основном с применением ИТК сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников
15 Некоторые новации 273-ФЗ Статья 29. Информационная открытость образовательной организации Часть 2. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность: Пункт 1. информации: Подпункт в): о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой Пункт 2. копий: устава, лицензии, свидетельства о гос.аккредитации, плана фин-хоз. деятельности, локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности
16 Некоторые новации 273-ФЗ Статья 29. Информационная открытость образовательной организации Часть 2. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность: Пункт 1. информации: Подпункт в): о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой Пункт 2. копий: устава, лицензии, свидетельства о гос.аккредитации, плана фин-хоз. деятельности, локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности (ч.2 ст.30)
17 Некоторые новации 273-ФЗ Пункт 3. отчёта о результатах самообследования Пункт 4. документа о порядке оказания платных образовательных услуг Пункт 5. предписаний органов государственного контроля (надзора), отчётов об исполнении предписаний Пункт 6. иной информации в соответствии с законодательством и (или) по решению образовательной организации
18 Некоторые новации 273-ФЗ Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении. Часть 1. В Российской Федерации выдаются: 1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации; 2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
19 Некоторые новации 273-ФЗ Часть 7. Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования: 5) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки).
20 Некоторые новации 273-ФЗ Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении. Часть 9. Лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим в установленном законодательством Российской Федерации порядке научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников и выдается диплом кандидата наук.
21 Некоторые новации 273-ФЗ Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении. Часть 10. Документ о квалификации подтверждает: 1) повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке); 2) присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
22 Некоторые новации 273-ФЗ Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении. Часть 15. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно. Статья 76. Дополнительное профессиональное образование Часть 14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.