Горячкова С.А., зав.кафедрой педагогики и психологии АО ИППК РО, канд.пед.наук, доцент Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном учреждении: теоретико- методические аспекты
1 Динамичность понятия «воспитание» 2 Тенденции развития теории и практики воспитания 3 Методические аспекты организации воспитательного процесса 4 Вопросы для размышления
Динамичность понятия «воспитание» Воспитание = социализация Воспитание = система воспитательной работы Воспитание = деятельность системы учреждений и организаций Воспитание = решение конкретной воспитательной задачи Духовно-нравственное воспитание педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, усвоения системы общечеловеческих ценностей, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа РФ. Деятельность – воздействие – взаимодействие – процесс - общественное явление – ценность - система
Тенденции развития теории и практики воспитания От различных концепций воспитания к Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России От многообразия программ к Примерной программе воспитания и социализации и к образовательной программе учреждения Регионализация содержания воспитания Диалогизация процесса воспитания Воспитание рассматривается как социальный процесс Обновление методологии оценки качества воспитания Актуализация различных подходов в воспитании: - Деятельностый подход (обучающийся как субъект деятельности) - Технологический подход (проектирование, в т.ч. социальное; портфель достижений; игровые технологии) - Событийный (со-бытийный) подход
Методические аспекты организации воспитательного процесса Личность педагога – важнейший ресурс воспитания Правило: учет особенностей детей Воспитание – это не совокупность воспитательных мероприятий Большая свобода в планировании и организации воспитательного процесса
Вопросы для размышления Какие условия должны быть созданы для развития личности педагогов? Как при проектировании программы воспитания и социализации обучающихся не потерять «лицо» и традиции образовательного учреждения? Кто, что и как должен контролировать в воспитании? Какие результаты мы можем гарантировать? Как объединить и активизировать всех агентов воспитания?