Требования к оформлению учебно – нормативной документации
Необходимым условием повышения качества образования является наличие полного комплексного учебно - методического обеспечения по каждой преподаваемой дисциплине Государственный стандарт, рабочий учебный план, примерная программа составляет основу УМК На этой основе разрабатывается остальная часть учебно - методического обеспечения, в том числе рабочая программа, календарно - тематический план, учебная и методическая литература
Качественное и полное обеспечение дисциплины является показателем профессионального уровня педагога, его ответственного отношения к работе Разрабатывая учебно - методическую литературу, педагог не только пополняет учебно - методический комплекс, но и систематизирует свои знания, обобщает опыт, шлифует педагогическое мастерство.
Учебно - методическую литературу разделяют на учебную и методическую Учебная литература : - учебник, - учебное пособие, - курс лекций, - конспект лекций, - сборники контрольных заданий : 1) сборники заданий и упражнений, 2) сборники тестовых заданий, - справочники, словари, - каталоги, альбомы
Методическая литература : - частные методики, - методические пособия, - методические рекомендации, - методические разработки, - методические указания, - сборники описания лабораторно - практических работ
Для совершенствования своего педагогического мастерства каждый преподаватель ежегодно пишет хотя бы одну методическую разработку в порядке обмена опытом. Пусть на первых порах это сложно, сразу может получиться слабая работа. Однако чем раньше начать писать, тем быстрее будет получаться. Поэтому первую разработку нужно написать уже в первый год работы.
Вся учебно - методическая документация обсуждается на заседании цикловой комиссии. Авторская работа может быть одобрена ( рекомендована к изданию ) или отправлена на доработку, что фиксируется в протоколе заседания. Если работа рекомендована к изданию, она представляется в методический кабинет.
Учебно - нормативная документация и учебно - методическая литература должна содержать : - титульный лист ; - оборотную сторону титульного листа ; - содержание ( оглавление ); - введение ( пояснительную записку ); - основную часть ; - заключение ; - критерии оценки ( если они отличаются от общепринятых ); - список использованных источников
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ При написании методической литературы нужно помнить, что она отвечает на вопрос « как ?». Например : « Организация самостоятельной работы студентов на уроках математики » « Применение метода критического мышления на уроках русского языка » « Методика применения информационных технологий на занятиях по электротехнике » « Методика проведения КВН по экологии » То есть, автор в своей работе отвечает на вопросы « как организовать ?», « как применять ?», « как проводить ?» и т. д.
Как правило, пособие строится по схеме : - описания педагогических технологий или их элементов ; - конкретные примеры их применения в практике автора ; - полученные результаты ; - анализ результатов : 1) количественный, 2) качественный, 3) сравнительный ; - теоретическое обоснование результатов ; - методические рекомендации для совершенствования учебно - воспитательного процесса на основе проведённых исследований
В педагогических кругах для краткости методическими пособиями называют любое методическое издание, что иногда вызывает путаницу. Ошибкой также является определение вида издания по количеству страниц. Не проводится чёткая грань между пособием и рекомендациями. Методические рекомендации освещают актуальные общеметодические вопросы и вопросы конкретной методики преподавания учебных дисциплин, предлагаются порядок, последовательность и технология работы преподавателей по подготовке к учебным занятиям и самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины
Методические разработки предполагают подробное ( иногда поминутное ) описание проведения различных типов учебных занятий, сценария внеклассных мероприятий, приёмов преподавания, используемых автором при изучении сложных тем.
Методические указания составляются для студентов. Как правило, они включают пошаговое описание хода лабораторно - практического занятия, учебной практики, курсового, дипломного проектирования. Желательно, чтобы методические указания по выполнению лабораторно - практических работ в рамках одной дисциплины объединялись в сборники.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Учебное пособие - учебно - теоретическое издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник. Учебное пособие служит одним из основных источников знаний по конкретной учебной дисциплине и предназначено для самостоятельного усвоения их студентами. Цель учебного пособия - организация самостоятельной работы студентов по овладению теоретическим материалом учебной дисциплины
КУРС ЛЕКЦИЙ Курс лекций - организация самостоятельной работы студентов по овладению теоретическим материалом учебной дисциплины Конспект лекций - учебно - теоретическое издание, в компактной форме отражающее материал всего курса, читаемого определенным преподавателем. Конспект лекций лаконично раскрывает содержание и структуру учебной дисциплины. В отличие от текстов лекций не содержит примеров, иллюстраций, обширных фактических данных, подробностей и второстепенных деталей. Представляет собой тезисы лекции, расположенные в соответствии с планом лекции. Может включать схему логических связей, опорные сигналы и т. п.
Сборник описаний лабораторных работ ( сборник описаний практических работ, лабораторный практикум ) - практикум, содержащий тематику, задания и методические рекомендации по выполнению лабораторных или практических работ в объеме определенного курса, способствующий усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний. Целью сборника описаний лабораторных ( практических ) работ является организация и управление самостоятельной работой студентов в процессе лабораторных ( практических ) занятий.
Сборник контрольных заданий - учебно - практическое издание, практикум, содержащий перечень типовых контрольных заданий, обеспечивающих проверку знаний и умений студентов по конкретной учебной дисциплине или комплексу учебных дисциплин.
Каждый вид представленных материалов должен сопровождаться двумя рецензиями, в которых отражаются сведения об актуальности, степени соответствия заявленному виду учебно - методичес - кого издания, образовательный потенциал представленного материала, результативность ил предполагаемая эффективность ее использования в учебном процессе, отличие рукописи от других мате - риалов по данному предмету, рекомендации по доработке.
Структура рецензии на рабочую программу Рецензия на рабочую программу должна содержать : Заголовок, в котором отражается : наименование рабочей программы и сведения об авторах рабочей программы Назначение рабочей программы ( необходимо указать для студентов каких специальностей разработана рабочая программа ) Соответствие содержания рабочей программы Государственному образовательному стандарту по специальностям Оценка структуры рабочей программы Соответствие содержания рабочей программы современному уровню развития науки, техники и производства Соответствие распределения учебных часов учебному плану по специальности Соответствие последовательности изложения учебного материала Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности ; Соответствие тематики и количества практических и лабораторных работ Государственному образовательному стандарту, учебному плану по специальности и содержанию рабочей программы ; Соответствие тематики курсовых работ Государственному образовательному стандарту и современному уровню развития науки, техники и производства Примечание : на рабочую программу составляется две рецензии : внутренняя ( может быть дана председателем цикловой комиссии, преподавателями колледжа ); внешняя ( может быть дана председателем областного методического объединения, преподавателями ВУЗов и средних специальных учебных заведений города и области, работодателями ), подпись внешнего рецензента необходимо заверять в отделе кадров по месту работы.