Методические рекомендации по написанию школьного научного проекта «Нет ничего сильнее жажды познания, силы сомнения…. Это стремление есть основа всякой научной деятельности» В.И. Вернадский
Постановка проблемы Проблема – это реально существующее противоречие или вопрос, не имеющий однозначного ответа. Но мало просто увидеть проблему. Проблемы бывают актуальные и неактуальные. Актуальность – действия, необходимые в данный момент.
Выбор темы Тема должна быть интересной и при этом нести в себе познавательный заряд. Темы: Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
Теоретические – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах; эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Тема отражает характерные черты проблемы и, следовательно, имеет в идеале проблемный характер. Кроме того, в теме содержится способ решения проблемы, сформулированный в краткой форме, вместе с тем ясно, недвусмысленно, точно, рекламно.
Например : «Влияние биоритма школьника на его успеваемость» Влияние погодных условий на организм человека Зависимость цвета на всхожесть и рост семян Можно ли использовать старинные пояса в современном костюме. Как помочь одноклассникам не болеть. Почему отдают предпочтение иномаркам. Влияние самооценки и особенностей характера на успешность обучения.
Выдвижение гипотез Гипотеза: Рабочая – временное предположение; Научная – когда накоплен значительный фактический материал
Требования к гипотезе Соответствие фактам; Проверяемость; Возможная простота. Рабочая гипотеза начинается словами: Мне кажется…… Я думаю, что….. Возможно…… Допустим………..
Цель исследования Цель: прямая связь с названием. Глагол действия – изучить, разработать, экспериментально проверить. Цель исследования означает ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь.
Задачи исследования Задачи показываю, что вы собираетесь делать (например, провести отбор определенного количества проб воды; определить кислотность воды и т.д.) Задачи исследования – этапы реализации цели. Задачи описывают основные шаги. Задачи уточняют цель.
Работа с научной литературой. Этап работы Общее ознакомление Внимательное чтение по главам и разделам Содержание работы Ознакомление с оглавлением, беглый просмотр литературного источника Выделение наиболее важного текста
Выборочное чтение Составление плана прочитанного материала Выписки из прочитанного Перечитывание наиболее важного текста В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль Полные и точные (цитаты + библиографическо е описание)
Составление и сопоставление прочитанного с другими источниками Критическая оценка прочитанного и запись замечаний Отмечается общее и отличительное в решении проблемы Обращаем внимание на объективность суждений
Виды научного исследования Реферат Исследовательская работа Абстракт Эксперимент