Методические рекомендации по обобщению педагогического опыта
Передовой педагогический опыт - это итог личного, локального эксперимента педагога, воспитателя, руководителя. Педагогический опыт - это отвечающий современным запросам, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам, и приемам образец педагогической деятельности.
Обобщение педагогического опыта предполагает описание содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.
Формы обобщения опыта Показ работы, открытый просмотр Выступление на педсовете, семинаре, ГМО Мастер-класс Показ-панорама Журнал передового опыта Представление материалов в методическом кабинете Творческий отчёт Показ фрагментов работы педагога Педагогические чтения Размещение опыта на образовательном сайте Описание опыта (самоанализ).
Виды опыта Индивидуальный Опыт творческой группы Опыт МО Коллективный опыт (опыт работы ОУ)
Выбор темы. Ознакомление с литературой по избранной теме. Планирование работы по избранной теме. Сбор и обработка материала. Систематизация накопленных фактов из опыта. Анализ и обработка материала. Соответствующее литературное оформление. Этапы работы педагога над обобщением своего опыта
Примерный перечень материалов для оформления папки по обобщению опыта Общие сведения о педагоге Фотография педагога. Описание опыта работы. Фотографии кабинета, стендов, мероприятий и т.д. План самообразовательной работы (по методической теме). Тематический план занятий кружка. Конспекты занятий. Сценарии мероприятий, вечеров, праздников, встреч. Тексты своих лекций, выступлений, докладов, рефератов… Работы учащихся (поделки, изделия, альбомы, пособия, гербарии…). Данные о достижениях учащихся. Данные о выпускниках и бывших воспитанниках. Поощрения, награды
Творческий отчёт Демонстрация фрагментов опыта – занятий разных типов, мини-концерта, праздника и т.д.; Рассказ об элементах педагогической технологии (последовательности действий); Уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с автором опыта; Коллективный анализ просмотренного; Изучение методических материалов и деловой документации; Тематические и персональные выставки автора опыта; Ознакомление с условиями, в которых проводилась работа; Дискуссия по результатам наблюдений.
Примерная схема описания опыта демонстрируется актуальность темы, и раскрываются противоречия, на разрешение которых направлен данный опыт; показывается, какие конкретно цели поставил перед собой педагог; как эти цели соответствуют деятельности педагога, специфике содержания занятий; описывается деятельность учащихся (методы работы); описывается и оценивается оснащение занятий; дается характеристика условий, в которых формировался опыт;
идет описание самого опыта: суть идеи, факторы, обеспечивающие успех, приемы, методы и формы работы; дается описание результатов; показываются трудности, ошибки, негативные моменты (если были); очерчиваются границы использования опыта; раскрывается ценность опыта для других; формулируются вопросы, не получившие решения в данном опыте.