ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 7 г. Североморск Жутова Елена Анатольевна
Дети любят искать, сами находить. В этом их сила… А. Экштейн Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский
В дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения. В процессе экспериментирования ребенок не только знакомится с новыми фактами, но и происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Актуальность
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.
ЗАДАЧИ: Расширить представлени я детей о физических свойствах окружающего мира Развить представление об основных физических явлениях Развить представление детей о некоторых факторах среды Расширить представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека Развить эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру ЦЕЛЬ: создание условий для формирования целостного мировоззрения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности Детское экспериментирование Развитие речи Изобразительная деятельность труд Чтение худ.литературы фэмп наблюдение музыка Физическое воспитание
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям: Живая природа Неживая природа Человек
Живая природа
Неживая природа ОПЫТЫ С ВОДОЙ
ОПЫТЫ с песком
Человек
Создание условий для самостоятельного экспериментирования
Литература
Выполнять ряд последовательных действий в соответствии с планом. Высказывать предположения об ожидаемом результате С помощью взрослого сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность Анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия В результате дети научились:
Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал. А.А.Сухомлинский