Коршун Оксана Михайловна учитель музыки МОУ СОШ 1 I квалификационной категории
Тема: «Взаимосвязь музыки с «Взаимосвязь музыки с предметами естественных, предметами естественных, гуманитарных и эстетических гуманитарных и эстетических циклов» циклов»
Музыка звучит в рисунках В программе предусмотрены не только занятия по слушанию музыки, но и интегрированные уроки, включающие разные виды художественной деятельности детей. Самыми любимыми уроками являются те, на которых слушание музыки объединяется с творческим рисованием.
Цель таких занятий - воплощение детьми в рисунках своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушанной музыкой; воплощение детьми в рисунках своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушанной музыкой; чем глубже и тоньше чувствует музыку ребёнок, тем интереснее и многоцветнее его рисунок. чем глубже и тоньше чувствует музыку ребёнок, тем интереснее и многоцветнее его рисунок.
Радостная музыка чаще всего связана с яркими красками,
печальная или вызывающая чувство страха – с тёмными тонами,
ласковая музыка – с нежными оттенками и т. д.
Вывод: Музыка, воплощенная в рисунках, гораздо лучше осмысляется и запоминается детьми, они радостно на неё откликаются и безошибочно узнают даже через несколько лет. Рисунки детей показывают высокий уровень музыкального восприятия, воображения и эстетического развития в целом, дают им возможность яркого творческого самовыражения. Музыка, воплощенная в рисунках, гораздо лучше осмысляется и запоминается детьми, они радостно на неё откликаются и безошибочно узнают даже через несколько лет. Рисунки детей показывают высокий уровень музыкального восприятия, воображения и эстетического развития в целом, дают им возможность яркого творческого самовыражения.
Сказкотерапия Потенциал сказок состоит в возможности развития личности ребёнка и определяется следующими её особенностями: Потенциал сказок состоит в возможности развития личности ребёнка и определяется следующими её особенностями: в сказках нет дидактики, нравоучений, определённости места и времени действия; в сказках нет дидактики, нравоучений, определённости места и времени действия; сказка – это кладезь мудрости, образец метафоричности языка и образного воспитания мира; сказка – это кладезь мудрости, образец метафоричности языка и образного воспитания мира; сказка помогает понять, как нужно поступать в реальной жизни, как выходить победителем из сложных ситуаций, как побеждать зло. сказка помогает понять, как нужно поступать в реальной жизни, как выходить победителем из сложных ситуаций, как побеждать зло.
Сказкам свойственны тайны и волшебство. Волшебная сказка как живой организм: в ней всё дышит, в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребёнка. Читая или слушая сказку, ребёнок «вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевлёнными персонажами. При этом развивается способность ребёнка к сопереживанию и сочувствию.
Танцевально – двигательная терапия Включаемые в уроки музыки в начальной школе разнообразные движения, пластические импровизации. Танцы под музыку также могут быть средством арт- терапии. Включаемые в уроки музыки в начальной школе разнообразные движения, пластические импровизации. Танцы под музыку также могут быть средством арт- терапии.
Общеизвестно, что движения контролируются центральной нервной системой, именно она координирует движения мышц и согласованную работу органов. Качественным грациозным движениям соответствует качественная жизнь. Общеизвестно, что движения контролируются центральной нервной системой, именно она координирует движения мышц и согласованную работу органов. Качественным грациозным движениям соответствует качественная жизнь.
Танцевальные движения непосредственно влияют на эмоциональное состояние человека. Например, свободными движениями рук снимается зажатость плечевого пояса, что помогает избавиться от гнева Например, свободными движениями рук снимается зажатость плечевого пояса, что помогает избавиться от гнева
через движение кистей рук сбрасываются накопившиеся зажимы. через движение кистей рук сбрасываются накопившиеся зажимы.
Таким образом, изучение и использование учителем музыки основ различных видов арт-терапии является: изучение и использование учителем музыки основ различных видов арт-терапии является: - важным фактором повышения психолого- педагогической эффективности курса «Музыка» в общеобразовательной школе; - возможностью самовыражения учащихся и ощущения ими духовной свободы и свободы действий.