Урок музыки "Последний концерт на "Титанике"
Цели и задачи: Расширить представления учащихся о личности Л.Бетховена и познакомить их с фрагментом 3-ей симфонии; Расширить представления учащихся о личности Л.Бетховена и познакомить их с фрагментом 3-ей симфонии; познакомить учащихся с фрагментом из лекции Д.Кабалевского; познакомить учащихся с фрагментом из лекции Д.Кабалевского; закрепить сложившееся у них представление о героическом в музыке Бетховена; закрепить сложившееся у них представление о героическом в музыке Бетховена; закрепить навык слушания текста на фоне музыки; закрепить навык слушания текста на фоне музыки; развитие навыков слушания и осмысления классической музыки; развитие навыков слушания и осмысления классической музыки; профилактика суицида среди подростков. профилактика суицида среди подростков.
Д.Б. Кабалевский – советский композитор, педагог, общественный деятель. Он автор книг «Как рассказывать детям о музыке», «Про трёх китов». Кабалевский был основателем и редактором журнала «Музыка в школе».
ТИТАНИК» («Titanic»), крупнейшее пассажирское судно нач. 20 в. (Великобритания) Построено в Водоизмещение св т, длина ок. 269 м, ширина 28,2 м, скорость 25 узлов. Во время первого плавания из г. Саутхемптон (Великобритания) в Нью-Йорк (США) в апреле 1912 затонул, столкнувшись с айсбергом. Число погибших, по различным данным, от 1400 до 1517 человек (всего на борту приблизительно 2200 человек).
Фрагмент лекции Д.Б.Кабалевского Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода « Титаник ». В открытом море он наскочил на плавающую ледяную гору – айсберг … В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе …
И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли…
вена Звучит фрагмент из 3-ей симфонии Бетховена Судовой оркестр «Титаника»: Ф. Кларк, П.К. Тейлор, руководитель оркестра У.Г. Хартли, Дж. Кринс, У.Т. Брейли, Дж. Хьюм, Дж. У. Вудворт. Отсутствует французский виолончелист Р. Брику
… Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чьё творчество были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы, которые обрушивались на него с первых до последних дней его жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость…
Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия - от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на корабле.
Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии. Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в трагическую минуту жизни, помочь им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство… (Усилить звук и дать учащимся дослушать фрагмент из 3-ей симфонии Бетховена до конца).
– – Все музыканты судового оркестра "Титаника" играли до последнего момента и погибли, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года...
Почему для своего последнего в жизни концерта музыканты выбрали музыку именно Бетховена? Почему он назван героическим композитором? Чтобы ответить на эти вопросы, надо знать историю его жизни.
узыкальная Европа ещё была полна слухами о чудо-ребёнке Моцарте, когда в Бонне, в семье тенориста придворной капеллы родился Людвиг ван Бетховен. Обнаружив у сына незаурядный талант, отец заставляет его часами просиживать за клавесином. Иногда он подымал его и ночью. В восемь лет маленький Бетховен дал первый свой концерт в Кёльне, а потом и в других городах. Из-за бедности семьи Людвиг был вынужден очень рано поступить на службу: в 13 лет он был зачислен как помощник органиста.Тогда он пробует свои силы как композитор Музыкальная Европа ещё была полна слухами о чудо-ребёнке Моцарте, когда в Бонне, в семье тенориста придворной капеллы родился Людвиг ван Бетховен. Обнаружив у сына незаурядный талант, отец заставляет его часами просиживать за клавесином. Иногда он подымал его и ночью. В восемь лет маленький Бетховен дал первый свой концерт в Кёльне, а потом и в других городах. Из-за бедности семьи Людвиг был вынужден очень рано поступить на службу: в 13 лет он был зачислен как помощник органиста.Тогда он пробует свои силы как композитор
.. В 1787г. Бетховен едет в Вену, где в присутствии Моцарта играет свои произведения. Восхищенный Моцарт сказал гостям: «Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить!» Учеником Моцарта он не стал: тяжёлая болезнь и смерть матери вынудили Людвига спешно вернуться в Бонн, чтобы принять на себя заботу о двух младших братьях. Он служит в оперном театре, даёт уроки, играет в оркестре на альте, выступает с концертами.
-В Вену он возвращается прославленным пианистом и талантливым композитором. Бетховен обращает на себя внимание не только идеальной игрой, но и независимым характером. В пылу гнева он так написал одному вельможе: « Князь! Тем, чем вы являетесь, вы обязаны случаю и происхождению; тем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей есть и будет тысячи, Бетховен – один!» И это в то время, когда музыкантов относили к разряду слуг!
Болезнь настигла Людвига в зените славы. Сначала с тревогой, потом с ужасом замечает он, как к нему, совсем молодому человеку (ему было 27 лет), композитору, полному грандиозных творческих планов, подкрадывается страшное бедствие – глухота! Вот он уже не в силах скрывать свою болезнь от людей. Его отчаянье достигло, казалось, предела. К нему приходят мысли о самоубийстве. Но воля и жажда жизни одержали верх. «Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой, - писал композитор друзьям. – Только оно, искусство, меня удержало». «Судьба! Я схвачу тебя за глотку, совсем согнуть тебе меня не удастся!» - эти слова стали девизом его жизни. В дни кризиса и была задумана Третья симфония, которая открыла новый период в его творчестве. Следующие десять лет - время блестящего расцвета гения Бетховена: 5 симфоний, музыка к трагедиям Гёте, опера «Феделио», «Крейцерова» соната, множество других произведений. Музыка Бетховена действенна, активна, передаёт напряжённое биение мысли.
-Личная жизнь Бетховена так и не удалась. Он мечтал о хорошем, добром друге, о верной, любимой жене, но так и умер в одиночестве. Он усыновил своего осиротевшего племянника, полюбил его всей силой нерастраченной отцовской любви, но тот принёс своему воспитателю лишь новые страдания. Последнее десятилетие жизни композитора было омрачено как общей гнетущей политической атмосферой в Австрии, так и личными невзгодами и потрясениями. Глухота становится полной.
Сам он уже не решается дирижировать последней своей симфонией, Девятой. Она имела триумфальный успех. Вызвала бурю рукоплесканий. Но Бетховен не слышит их. Тогда одна из солисток повернула его лицом к публике, и он увидел эти рукоплескания! От волнения он лишился чувств. Этот успех вдохновляет композитора. Он лихорадочно набрасывает эскизы, рассказывает близким о ближайших планах. Но силы его слабеют. В декабре 1826 года Бетховен простудился и слёг. Три месяца он тщётно боролся с недугом. 26 марта, когда над Веной бушевала снежная буря и сверкала молния, умирающий внезапно выпрямился и в иссуплении погрозил кулаком небесам. То была последняя схватка Бетховена с неумолимой судьбой. В последний путь его провожало около человек…
Д.Кабалевский прав, называя Бетховена «героическим композитором», так как он всю жизнь боролся с нуждой, болезнями, несправедливостью. Музыка поддерживала Бетховена в трудную минуту, предотвратила самоубийство, помогла найти выход из кризиса. Изучая жизнь Бетховена,видно, что никогда нельзя сдаваться, опускать руки, нужно бороться за свою жизнь, своё счастье. Жизнь – величайшая ценность, данная человеку, и всегда в жизни человека есть что- то, что способно спасти его от сумасшествия и гибели.
Ответы на вопрос, учащихся 9 класс одной из школ, слушавших музыку Бетховена.: « Что вы чувствовали, когда слушали фрагменты из 3- ей симфонии ? - « Когда я слушал фрагмент симфонии Бетховена, то невольно думал о тех музыкантах, которые, погибая, старались облегчить страдания других людей. Наверное, они и сами черпали силы, когда в последний раз исполняли это произведение. И их поведение перед неизбежной гибелью тоже можно назвать героическим » ( Александр У - в ) « Музыка заставила меня совершить путешествие во времени и пространстве. Я словно бы очутилась на палубе гибнущего « Титаника »… На какое - то мгновение мне стало страшно, но величественные звуки бетховенской симфонии помогли мне успокоиться, собраться с мыслями. Мне кажется, такое же воздействие « Героическая » симфония оказала и на охваченных паникой пассажиров парохода …» ( Марина Ш - на )
- Третья симфония Людвига ван Бетховена носит название «Героическая», так как работа над ней совпала с увлечением композитора личностью Наполеона. Бетховен решил посвятить ему своё произведение, воспевающее героическую борьбу ради счастья человечества. Но когда композитор узнал, что Бонапарт провозгласил себя императором, то вместо посвящения написал на титульном листе лишь одно слово: «Героическая». Такой она осталась в веках – музыкальным памятником не одному какому-то человеку, а идее, торжествующей вопреки препятствиям, страданиям и смерти.