Вытинанка - радость творчества
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.
Содержание образовательной области "Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
Содержание раздела «Художественное творчество» интегрируется с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература», «Труд», «Музыка»
Основные условия на группах для развития у детей самостоятельной деятельности: - предоставление детям в свободное пользование различных художественных материалов (кистей, красок, бумаги и т. д.), книжек с иллюстрациями, театральных игрушек, музыкальных инструментов - совместная деятельность педагога и детей - влияние праздников и развлечений - тесный контакт воспитателей и родителей в организации условий для становления и развития творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома.
Вытинанка (от -«вытинати» - «витинати» - «вырезать») это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства. Это ажурное вырезание из бумаги, бересты, ткани, кожи, даже дерева.
Вытинанка - тот же текст о создании Вселенной, его структуре и месте в нем человека. Его можно читать как собрание сказок и преданий, алфавитом художественных образов.
Своеобразным прототипом народных вырезок стали кустодии – бумажные (ранее кожаные и металлические) накладки с ажурными вырезанными краями под канцелярские печати, распространенные в середине ХVIII века.
Впервые, бумагу для вырезания узоров стали применять в средневековом Китае, которыми украшали фонари, веера, ширмы
В Европе вырезанные узоры появились в 18 веке. Мастера искусно вырезали картины и украшали ими предметы быта и свои дома.
Чудесные узоры и картинки вырезал писатель Г.Х. Андерсен, иллюстрируя ими свои сказки, рассказы.
Во времена расцвета вытинанка имела ряд назначений - настенного украшение, шторы на окно, салфетки, игрушки для ребенка - все эти вещи играли свою роль в жизни людей.
Симметричное вырезание
Для освоения техники ажурного вырезания необходимы творческие способности и желание сделать что-то своими руками. И то, и другое присуще детям дошкольного возраста, Наиболее целесообразно обучение технике ажурного вырезания из бумаги начать в старшем дошкольном возрасте, то есть с детьми 6–7 лет. Поскольку данный процесс требует достаточно длительного статического напряжения, внимания и навыка работы с ножницами – поэтому старший дошкольный возраст является оптимальным
При обучении ажурному вырезанию из бумаги важны – систематичность, последовательность, переход от простого - к сложному. В процессе систематических занятий развиваются глазомер детей, зрительная память, воображение, чувство масштаба и ритма. Так же развиваются пластичность руки, точность и скоординированость движений рук.
Занятия позволяют сформировать творческий подход к созданию композиций, умение быстро перестраиваться и менять замысел, усовершенствовать композицию в процессе ее создания. Развивают у детей не только умения и навыки работы с бумагой и ножницами, но и формируют желание совершенствовать свое мастерство. Полученные знания и умения дети переносят в самостоятельную деятельность. Воспитанники вырезают различные узоры, иллюстрации к сказкам, придумывают свои истории и иллюстрируют их.
Цель: Развитие мыслительных способностей и раскрытие творческого потенциала детей. Освоение техники аппликации ажурное вырезание из бумаги. Задачи: Развитие мелкой мускулатуры кисти рук. Развитие координационных движений правой и левой рук. Развитие глазомера. Развитие чувства ритма. Развитие ловкости и умелости рук. Развитие внимания, памяти, воображения. Развитие образного мышления. Развитие абстрактного мышления. Развитие творчества. Освоение различных способов складывания бумаги. Освоение приемов вырезания прямых, косых, дугообразных, комбинированных разрезов и вырезов. Освоение работы над композициями с одной и несколькими осями симметрии. Освоение приемов приклеивания вырезанок. Формирование умений изменять, уточнять композицию в процессе работы Расширять знания детей об окружающем мире. Расширять представления детей об отечественной и мировой культуре. Воспитывать аккуратность в работе, уважение к своему и чужому труду. Воспитывать интерес к народному творчеству.
Цветной картон (желательно темные оттенки) Бумага для ксерокса белая формат А-4 Ножницы, которыми удобно вырезать Клеящий карандаш Салфетка для рук
Темы композиций могут быть разные - отдельные предметы и явления природы, сюжеты художественных произведений и т. д., однако при работе необходимо учитывать степень сложности элементов вырезания.
Проведению занятий предшествует предварительная работа - наблюдения в природе, чтение художественных произведений, линейное рисование,лепка. Такая работа помогает детям лучше понять структуру вырезаемого объекта, явления, предмета, сюжета.
Техника ажурного вырезания узоров из бумаги требует умений, терпения, воображения и способности оригинально мыслить. Творческая деятельность в данной технике доступна каждому - и взрослому и ребенку.
Овладение техникой вырезания- залог успеха получения интересных и разнообразных аппликационных изображений
Литература: 1. Сахута Я.М."Вытинанки" / Мастацтва, Мн.: 1988 г. 12, с Коваленко В.И., Трампас А.В., Федористова Н.Л. Ажурные вырезки из бумаги, - Витебск: Издательство УО «ВГУ им.П.М.Машерова», – 132 с. 3. Станкевич М.Е." Украинские вырезанки." Киев: Навукова думка, – 122 с. 4. Сокалова-Кубай Н.И." Тайны бумажных кружев."/ Мастацтва, Мн.: 1995 г., 2, с "Этнография Белоруси".Энциклопедия, - Мн.: БелСЭ, – 575 с.: илл. 6. Сахута Я.М." Народные художественные ремесла Беларуси.", - Мн.: Беларусь, – 168 с.: іл. 7. Лабачевская В.А." Оберегая самобытность.Из истории народного искусства и промыслов Беларуси", - Мн.: Беларуская навука, – 375 с., іл. 8. Ратабыльская Т. «Постмодернизм и кукольный театр" / «Мастацтва», Мн.: 1995, 12 9."Современное прикладное искусство Китая ",-М. Изд-во МГУ,1999 год. 10.Ганицкая О.А." Народное искусство Польши" М.Наука.,2003г. 11.Герасимчук В.А. "Искусство вырезания из бумаги. "Мн. Мастацтва.,2003 год. 12.Гусакова М.Н."Аппликация из бумаги."М.Просвещение 1997 год. 13.Коваленко В.И." Искусство вырезания из бумаги."Мн.Изд-во Бгу.,1999 год. 14.Кузнецова Э.В." Искусство силуэта."М.Искусство.,1999г. Интернет-ссылки: ( г.) ( г.)
«Мир ажурный -мир прелестный»
ДЕРЕВО ЖИЗНИ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!