Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
Предпосылки создания основной образовательной программы ДОУ Программа Васильевой Вариативность образовательных программ (В Типовом положении – возможность вносить изменения в ОП) Выход многочисленных программ, технологий Закон РФ «Об образовании», ст.17: «ДО – первая ступень российского образования» Типовое положение (2008г.) – требования к разработке ОП ДОУ
Новый документ ДОУ: «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» -это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса, п.2.3. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей по основным направлениям развития (физическому, познавательно-речевому, художественно-эстетическому и социально- личностному) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Научные принципы проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования -Развивающий характер образования (деятельность ребенка в зоне ближайшего развития); -Соответствие положениям возрастной психологии и педагогики; -Полнота, необходимость и достаточность (разумный «минимум»); -Единство воспитательных, развивающих и обучающих задач; -Интеграция образовательных областей; -Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; -Реализация в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей; -Адекватные возрасту формы и виды детской деятельности
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна отражать: - Собственную модель организации образовательного процесса с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников; -Какие педагогические технологии применяются в работе с детьми; -Как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников. Программа должна быть сугубо индивидуальной для каждого ДОУ (ОУ), учитывать потребности воспитанников, их родителей, социума.
Программно-методическое обеспечение основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) Образовательные области Основные образовательные программы (комплексные, парциальные) Технологии, методические пособия Физическая культура Здоровье Познание Коммуникация Чтение худ. лит-ры Музыка Художественное творчество Социализация Труд Безопасность
Предметно-развивающая среда ДОУ Образователь ные области РаннийМладшийСреднийПредшкольное образование (ст. и подг. гр.) Физическая культура Здоровье Познание Коммуникация Чтение худ.литературы Музыка Художественное творчество Социализация Труд Безопасность
Организация работы с родителями воспитанников ДОУ по реализации ООП ДО ГруппыОсновные формы работы Индивидуальные формы работы Ранний возраст Младший Средний Старший Подготовительные гр.
Основные виды детской деятельности: Игровая Коммуникативная Трудовая Познавательно-исследовательская Продуктивная Музыкально-художественная Чтение
ст.7п.4 ФЗ «Об образовании» (2007 г.) Под «структурой основных общеобразовательных программ» понимается: - соотношение и объем их частей, - соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования: 1 часть – обязательная во всех видах ДОУ (ОУ)(составляет 80% от общего объема программы). Специфика : при наличии в ДОУ групп компенсирующей и комбинированной направленности в обязательную часть программы включается система квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ 2 часть - формируемая участниками образовательного процесса ( составляет не более20% от общего объема программы) и отражает: -видовое разнообразие ДОУ; дополнительные услуги; -специфику национально-культурных, демографических и иных условий деятельности ДОУ
1 часть (обязательная) Разделы обязательной части основной общеобразовательной программы ДОУ: 1. Пояснительная записка. 2. Организация режима пребывания детей в ДОУ. 3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей (10 образовательных областей). 4. Содержание коррекционной работы (для детей с ОВЗ). 5.Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 6.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
2. Организация режима пребывания детей в ДОУ - Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно- ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности - Проектирование образовательного процесса соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями
2 часть ООП ДО - формируемая участниками образовательного процесса ( составляет не более20% от общего объема программы) и отражает: -видовое разнообразие ДОУ; -специфику национально-культурных, демографических и иных условий деятельности ДОУ (Структура данной части Программы не регламентирована и оформляется учреждением самостоятельно с учетом специфики деятельности и особенностей контингента воспитанников).
1.Система образовательной (оздоровительной) работы с детьми 2. Организация работы с родителями воспитанников (по данным направлениям деятельности ДОУ) 3. Взаимодействие с др. организациями (по реализации данных направлений деятельности ДОУ) Направления деятельности Задачи работы Образовательные программы Технологии, методические пособия Формы работы, виды деятельности (по возрастным группам)