ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 20 июля 2011 г. N 2151
Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Требования) представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования
Настоящие Требования включают семь групп требований: 1) требования к кадровому обеспечению; 2) требования к материально-техническому обеспечению; 3) требования к учебно-материальному обеспечению; 4) требования к медико-социальному обеспечению; 5) требования к информационно-методическому обеспечению; 6) требования к психолого-педагогическому обеспечению; 7) требования к финансовому обеспечению.
1. Требования к кадровому обеспечению предусматривают: 1.1. Укомплектованность… квалифицированными кадрами - педагогическими, руководящими и иными; 1.2. Уровень квалификаций педагогических и иных работников… должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности; 1.3. Непрерывность профессионального развития педагогических работников… обеспечивается… освоением дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации (в объеме не менее 72 часов), не реже чем каждые пять лет в образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности… Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается также деятельностью методических служб разных уровней (регионального, муниципального уровня и уровня образовательного учреждения) и комплексным взаимодействием образовательных учреждений…
2. Требования к материально- техническому обеспечению включают: 2.1. Требования к зданию (помещению) и участку образовательного учреждения (группы); 2.2. Требования к водоснабжению и канализации, отоплению и вентиляции здания (помещения); 2.3. Требования к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию; 2.4. Требования к искусственному и естественному освещению помещений для образования детей; 2.5. Требования к санитарному состоянию и содержанию помещений; 2.6. Требования пожарной безопасности; 2.7. Требования охраны жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения: 2.8. Требования архитектурной доступности, то есть возможности для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.
3. Требования к учебно-материальному обеспечению содержат: 3.1. Требования к предметно-развивающей среде…включают: Соблюдение следующих принципов: информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением; вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями; полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды; педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка; трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно- развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства ;
3.1. Требования к предметно-развивающей среде…включают: Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее возможности: осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми; организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников …; построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми…; организации разнообразной игровой деятельности; выявления и развития способностей воспитанников… освоения детьми… основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи…; учета национально-культурных, демографических, климатических условий…; использования образовательных технологий деятельностного типа; эффективной и безопасной организации самостоятельной деятельности воспитанников; физического развития воспитанников;
Учет полоролевой специфики и обеспечение предметно- развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков; Создание предметно-развивающей среды с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей; 3.1. Требования к предметно-развивающей среде…включают:
В качестве ориентиров для подбора игр, игрушек, дидактического материала, издательской продукции (далее - игрушки и оборудование) выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе; Подбор оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), а также с целью активизации двигательной активности ребенка; 3.2. Требования к играм, игрушкам, дидактическому материалу, издательской продукции, включающие:
Оборудование должно отвечать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям; При подборе оборудования … педагоги учитывают … количество воспитанников в группах, площадь групповых и подсобных помещений; Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра;
Оборудование для продуктивной деятельности представлено оборудованием для изобразительной деятельности и конструирования и оборудованием общего назначения: набор оборудования для изобразительной деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации; оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы; Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал: оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития. … включает и природные объекты…; Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений; 3.2. Требования к играм, игрушкам, дидактическому материалу, издательской продукции, включающие:
Требования к игрушкам для детей дошкольного возраста. Игрушки … должны соответствовать техническому регламенту о безопасности продукции. Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами полифункциональностью…; возможностью применения игрушки в совместной деятельности…; дидактическими свойствами. …; принадлежностью к изделиям художественных промыслов...; 3.2. Требования к играм, игрушкам, дидактическому материалу, издательской продукции, включающие:
3.3. Требования к оснащению и оборудованию кабинетов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, медицинского, методического) и залов (музыкального, физкультурного) включают соответствие принципу необходимости и достаточности для организации коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечение разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста; 3.4. Требования к техническим средствам обучения в сфере дошкольного образования включают общие требования безопасности, потенциал наглядного сопровождения воспитательно-образовательного процесса, возможность использования современных информационно- коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
4. Требования к медико-социальному обеспечению включают: 4.1. Требования к медицинскому обслуживанию воспитанников в образовательном учреждении (группе) Требования к формированию и наполняемости дошкольных групп Требования к прохождению профилактических осмотров персонала, работающего в образовательном учреждении (группе) Требования к организации питания воспитанников в образовательном учреждении (группе) в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами; 4.5. Требования к организации оздоровления воспитанников в образовательном учреждении (группе) в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами.
5. Требования к информационно-методическому обеспечению включают: 5.1. Информационное обеспечение образовательного процесса… 5.2. Методическое обеспечение образовательного процесса …
6. Требования к психолого-педагогическому обеспечению направлены на: 6.1. Формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста… 6.2. Сохранение психического здоровья воспитанников, мониторинг их развития … 6.3. Обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса; 6.4. Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста; 6.5. Обеспечение преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования; 6.6. Построение взаимодействия с семьями воспитанников …;
6. Требования к психолого-педагогическому обеспечению направлены на: 6.7. Создание системы организационно-методического сопровождения основной образовательной программы дошкольного образования, которая обеспечивает: Разделение воспитанников на возрастные группы в соответствии с закономерностями психического развития ребенка в онтогенезе: младенческий (от рождения до 1 года), ранний (от 1 года до 3 лет), младший (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет) и старший дошкольный (от 5 до 7 лет); Направленность организационно-методического сопровождения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на работу с детьми в зоне ближайшего развития и на организацию самостоятельной деятельности воспитанников…
6.8. Соблюдение требований к взаимодействию образовательного учреждения (группы) с родителями (законными представителями) воспитанников. Воспитатели и педагог-психолог находятся в постоянном контакте с родителями (законными представителями) воспитанников, объясняя им стратегию и тактику воспитательно-образовательного процесса. Педагогические и медицинские работники консультируют родителей (законных представителей) по всем вопросам реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Педагоги организуют помощь родителям (законным представителям) по вопросам развития ребенка (в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья) и совместную деятельность детей и родителей (законных представителей) с целью успешного освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 6. Требования к психолого-педагогическому обеспечению направлены на:
7. Требования к финансовому обеспечению позволяют : обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования; обеспечивать образовательному учреждению возможность выполнения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации; обеспечивать реализацию обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования и части, формируемой участниками образовательного процесса; отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также механизм их формирования.