Реализация требований ФГОС в линиях по русскому языку и литературе для 1-9 классов школ с полиэтническим составом учащихся
НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НОВОЕ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Доминирующий подход к обучению в мировой практике - компетентностно- деятельностный.
В качестве базовых вводятся понятия: Компетентность – свойство личности; Компетенция – содержание образования; Универсальные учебные действия (УУД); Универсальные учебные умения (УУУ). В предметной области «Филология» по действующему ФГОС базовыми являются УУД, связанные с формированием коммуникативности, а также с запросом, получением и обработкой информации из любого текста. В предметной области «Филология» по действующему ФГОС базовыми являются УУД, связанные с формированием коммуникативности, а также с запросом, получением и обработкой информации из любого текста.
Объективные факторы необходимости формирования универсальных учебных действий через образовательную область «Филология»: тенденции постиндустриальной культуры; личностноцентрическая парадигма образования; введение ФГОС нового поколения и необходимость «горизонтальной» связи курсов («Образовательные системы); итоговое овладение универсальными учебными действиями: предметные, метапредметные и личностные результаты в содержании каждого учебного курса.
Все результаты образования в соответствии с ФГОС мыслятся в трёх сферах: 1.предметные (достижения в предмете); 2.метапредметные («горизонтальные» достижения, когда прирост умений в одном предмете обеспечивает их перенос в другой предмет); 3.личностные (достижения как результат аксиологического и антропоцентрического подходов). Все результаты связаны со становлением интеллектуальной (когнитивной ) сферы личности ребёнка Все результаты связаны со становлением интеллектуальной (когнитивной ) сферы личности ребёнка
Русский язык в школе предмет обучения средство обучения
Новые подходы к преподаванию языковедческих дисциплин: культуроведческий подход («язык есть отражение культуры народа»), выделение эстетической функции языка; коммуникативный подход («язык есть средство коммуникации»), коммуникативность – ведущее качество сегодняшнего времени; диалог культур («язык и культура познаются лишь во взаимодействии»); учёт достижений психолингвистики (от эмпатии до специальных технологий обучения билингва), транспозиции и интерференции в обучении; деятельностный подход в обучении; текстоцентрический характер языкового обучения.
УМК по русскому языку и литературе издательства «Дрофа» учитывают: Наличие в Российской Федерации разных типов школ (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов); Наличие в Российской Федерации разных типов школ (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов); Увеличение количества классов и школ с полиэтническим составом учащихся; Увеличение количества классов и школ с полиэтническим составом учащихся; Наличие школ, осуществляющих обучение на родном (нерусском) языке. Наличие школ, осуществляющих обучение на родном (нерусском) языке.
Учебники рекомендованы Министерством образования и науки РФ и включены в Федеральный перечень
Основные принципы организации работы: текстоцентрическая основа каждого урока; обязательное включение всех 4 видов речевой деятельности ( чтение, говорение, слушание, письмо); работа над самостоятельным созданием текстов разных стилей; пошаговая, алгоритмизированная подача лингвистического материала («принцип одной трудности»); наглядная семантизация лексики; специальная работа над толкованием слов, терминов и разнообразных выражений.
Учебники рекомендованы Министерством образования и науки РФ и включены в Федеральный перечень
ЛИНИЯ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ШКОЛ И КЛАССОВ С ПОЛИЭТНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ УЧАЩИХСЯ ЛИНИЯ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ШКОЛ И КЛАССОВ С ПОЛИЭТНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ УЧАЩИХСЯ
ОСОБЕННОСТИ УМК ОТХОД ОТ ГРАММАТИКО-ПРАВОПИСНОГО ОБУЧЕНИЯ, СОЗНАТЕЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КУРСА. ДЕЛЕНИЕ КУРСА НА ТРИ РАЗДЕЛА: РЕЧЬ. СИСТЕМА ЯЗЫКА. РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ. ВВЕДЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ФОРМЕ ТЕКСТОВ ОБЪЯСНЯЮЩЕГО ХАРАКТЕРА. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В РАМКАХ РУБРИКИ «ЧИТАЕМ,ГОВОРИМ, ПИШЕМ». УЧЕТ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА. ВАРИАТИВНОСТЬ И УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Учебники рекомендованы Министерством образования и науки РФ и включены в Федеральный перечень
«Вертикальные» и «горизонтальные» связи - - это формирование не отдельной системы знаний, умений и навыков внутри одного предмета, а универсальных компетентностей, которые должны дать возможность быть успешными в любом проявлении учебной деятельности. - это формирование не отдельной системы знаний, умений и навыков внутри одного предмета, а универсальных компетентностей, которые должны дать возможность быть успешными в любом проявлении учебной деятельности.
Метапредметный подход обеспечивает: умение свернуть или развернуть информацию, сформулировать главное и второстепенное, найти аналогии, обработать информацию, выстроить понятийный аппарат. выстроить понятийный аппарат.
Текст – источник информации Предметы образовательной области «Филология» обеспечивают весь спектр работы с текстом: Предметы образовательной области «Филология» обеспечивают весь спектр работы с текстом: «Русский язык» - уровень понимания, обработки, логического построения, содержательной цельности. «Литературное чтение», «Литература» - уровень эмоционального осмысления, сопереживания, оценки.
Универсальные компетенции, заложенные в содержание образования (общенаучная, инструментальная, общекультурная и др.), реализуются в содержании разных предметных курсов, но именно умение «читать и анализировать текст», формируемое в школьных курсах русского языка и литературного чтения, и позволяет осуществить метапредметный перенос и обеспечивает прирост когнитивной сферы, а значит - успешность в других учебных курсах ( и не только гуманитарного цикла).
Когнитивная сфера - это познавательная сфера личности. Когнитивная сфера - это познавательная сфера личности. Становление когнитивной сферы воспринимается в русле психолого- дидактической концепции развития личности. Становление когнитивной сферы воспринимается в русле психолого- дидактической концепции развития личности.
Основные психологические показатели: внимание, зрительное восприятие, слуховое восприятие, зрительная память, слуховая память, ассоциативное мышление, пространственное мышление, пространственное мышление, логическое мышление, логическое мышление, творческое мышление, аналитические операции, синтетические операции, комбинаторные способности.
Вывод: О том, что надо учить школьников видеть связи всего существующего в природе и в повседневной жизни, говорит потребность времени, влияние тенденций постиндустриальной культуры, постоянная насыщенная информационная среда, в которой находится ребёнок и взрослый. Следовательно, интеграция предметной области «Филология» с любым другим учебным предметом через включение текстов учебников в их рассмотрение и специальное изучение на уроках русского языка – это веление сегодняшнего времени. Следовательно, интеграция предметной области «Филология» с любым другим учебным предметом через включение текстов учебников в их рассмотрение и специальное изучение на уроках русского языка – это веление сегодняшнего времени.
Спасибо за внимание! Д. п. н., профессор Хамраева Елизавета Александровна