КУКЛЫ ИЗ СТАРИННОГО СУНДУКА Выполнила: учащаяся 5а класса МОУ СОШ 40 Ведерникова Алина Дмитриевна Научный руководитель: учитель технологии Дорофеева Нина Николаевна
Актуальность работы Вселенский опыт говорит, что погибают царства не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства. А погибают оттого (и тем больней, чем дольше), что люди царства своего не уважают больше. Булат Окуджава
Цель : 1.Изучить историю тряпичной куклы. 2.Научиться изготовлять куклу- скрутку. Мои задачи: 1.Формировать и развивать в себе исторические и краеведческие знания. 2.Воспитывать в себе любовь к историко–культурному наследию нашей Родины. 3.Посетить музеи в городе Твери и занятия «мастер-класс».
Выявление исследовательской проблемы – социологический опрос
Уже более ста лет русская народная игрушка привлекает специалистов. Ее изучают историки, искусствоведы. Музей Игрушки в Сергеевом Посаде основан Николаем Бартрамом в 1918 году Музей Берегиня в Калужской области основан Риммой Тарасовой
Изучение истории создания куклы-скрутки начинаем с посещения мастер- класса в Тверском колледже культуры им. Н.А.Львова.
Студентка 4-ого курса колледжа Завьялова Надежда погружает нас в мир старины, мир вещей, ремесел. И очень плавно мы начинаем мастерить самую первую тряпичную куклу – куклу – скрутку
Почему у народной куклы нет лица? Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
Куклы-обереги В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли "рванки").
Куклы-обереги Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.
Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека). Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой. Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленутая кукла могла быть использована детьми в играх. Пеленашка древнейшая кукла- оберег.
Крупенечка кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры. Крупенечка
Обрядовые куклы Это достаточно распространенная категория народной игрушки. Такие куклы, выполненные из различных материалов, достаточно несложные по технологии, связаны с передачей ребенку космогонических, нравственных, символических и мифологических знаний. Обрядовые куклы в своем роде очень уникальны, так как содержат символические знания предыдущих поколений. Они были созданы людьми для обрядовых, культовых и магических целей. Они существуют у большинства народов мира и используются как в языческой, так и в христианской религии. Применяются для различных магических ритуалов.
Домашняя Масленица В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали из соломы и лыка. Лицо обтягивали льняной тканью и одевали в традиционный наряд.
Пасхальные Очень необычными были красноликие пасхальные куклы, которых делали к Вербному воскресению, обязательно из красного лоскута. Их дарили на счастье, радость, она могла присутствовать на пасхальном столе вместе с пасхальными дарами, а затем эти куклы отдавали паломникам (на следующий год таких кукол делали новых).
Рождественский ангел Рождественский ангел – традиционная русская кукла, она проста в изготовлении, но и весьма оригинальна. Ее изготовляют из белой ткани, без иглы, только перевязывая лоскут нитью, сначала по диагонали, затем в центе делая из комка спутанных ниток голову. Белой нитью создают пояс, а затем от пояса через грудь куклы – крест – накрест, образуя крылья. На голову повязывают ленту или тесьму.
Веснянка Веснянка – это веселая задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу. Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку девушке, вы желаете ей быть всегда обаятельной и привлекательной.
Выполнение куклы-скрутки. Каркас-основа куклы делается из грубой холстины или другой объемной ткани (сукно, драп и т.п.). Кусок сворачивается в трубку, причем верхний его конец (голова) сворачивается плотнее, а нижний срез свободнее – для устойчивости каркаса. Полученная заготовка закрепляется по боковому срезу швом «через край» или по линии шеи и линии талии перетягивается ниткой, сложенной в несколько слоев.
Выполнение куклы-скрутки.
При изготовлении куклы соблюдаются все человеческие пропорции. Часто кукла выполнялась без лица, считалось, что в такой кукле не может селиться нечистая сила, она оберегает дом и ребенка от беды..
Придавая человеческий облик кукле-скрутке, мы отдаем ей часть своей души..
Исследование в области костюма куклы- скрутки. Мы продолжаем свое исследование и приходим на экскурсию в Тверской государственный объединенный музей. Там мы продолжаем знакомство с куклой – скруткой. Мы начинаем изучать костюм, в который мы одеваем нашу куклу-скрутку, нашу Душечку
Историю традиционного русского костюма в кукле-скрутке. Его основные части складывались веками Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Русская деревня вплоть до конца XIX века оставались носителем традиционной культуры. Еще в начале XX века крестьянский костюм оставлялся истинно народным. Русский мужской костюм распространенный повсеместно, состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Мужскую рубаху всегда подпоясывали. А вот единого национального женского костюма в России не сложилось. В разных губерниях одежда женщин имела свои особенности в покрое, отделке, рисунке ткани.
Современные исследователи различают два основных комплекта женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой..
Женский костюм не мыслился без головного убора. Исстари волосы замужней женщины связывались с магией, и ей нельзя было появляться на людях с непокрытой головой В каджом регионе головной убор был свой, особенный.
Обязательная принадлежность костюма – пояс. Пояс скреплял части одежды, был и оберегом. Им подвязывали передник, подтягивали сарафан, поддерживали порты. Они были вязаные, тканевые. Ременные пояса носили мужчины. На них подвешивали ключи, кошельки и другие бытовые предметы и т.к. карманов в одежде не было, их изобрели только в XVIIвеке..
Мы одели на куклу – скрутку поневу, сарафан, фартук, повязали платки, сплели пояса..
Кукла – знак человека, способ признания жизни для тех, кто ее делает и для тех, кто с нею общается В сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка стала живым средством общения, несет память культуры и делает это гораздо шире и глубже, чем любая другая игрушка. Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, развивает воображение, приучает к труду и просто создает прекрасное настроение. Ведь процесс созидания не сравним ни с чем. Это великолепный образец для занятий по рукоделию художественному труду и творчеству Кукла может сопровождать ребенка все детство наряду с другими игрушками, каждая из которых имеет свое значение, выполняет свои развивающие функции. Она даже может «передаваться по наследству» - от старших к младшим. Ребенок с уверенностью может называть такую куклу своей, ведь второй такой нет ни у кого..
Изучение истории КУКЛЫ-СКРУТКИ, погружение в историю России, историю края, позволило осознать, что все мы люди как деревья, до тех пор пока мы заботимся о своих корнях, есть вероятность, что распустятся листья; пока мы помним нашу историю, уважаем нашу культуру и наш уклад жизни, у нас больше возможности остаться теми кто мы есть – РУССКИМ самобытным народом, со своей тонкой и чуткой душой и огромным добрым сердцем. А самое главное сделать правильный шаг в будущее…..
Библиографический список Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. Санкт-Петербург, «Паритет», Галина и Мария Дайн. Русская тряпичная кукла. Культура и традиция. М., Лаврентьева Л.С., СмирновЮ.И. Культура русского народа. Саратов, издательство СИМСХ – Колмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли. РИФЛТД, Тверь,1995..
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.