ЯЗЫК – ИСТОРИЯ - КУЛЬТУРА
Связь языка с историей и культурой Связь языка с историей и культурой народа народа
Цели урока: - Какова роль языка в истории и культурной жизни народа? - Почему происходит засорение русского языка?
Язык. 1. Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции. Язык. 2. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Язык. 3. Народ, нация.
Функции языка: - коммуникативная / функция, служащая для общения людей/ - когнитивная / функция, связанная с познаванием, мышлением/ - метаязыковая / функция, использующая средства языка с целью пояснения какого- либо понятия другими словами/ - эмоционально – экспрессивная / функция, служащая для непосредственного выражения чувств, эмоций/ - эстетическая / функция создания прекрасного средствами языка/
Русскую речь надо охранять и беречь, как русскую природу. Она столь же (краткое прилагательное) и (краткое прилагательное). Рина Зелёная / прекрасна и беззащитна /
Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. памяти человечества. Например, события, Например, события, вошедшие в историю. вошедшие в историю.
Язык – первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его. А. Генис Язык – это след гигантского производительного труда человеческого общества. Это отложенные кристаллы мириадов трудовых движений, жестов и вызванной ими духовной энергии. Все сложные движения, рождённые в глубинах нашего существа, получают форму в языковом определении. Язык – это орудие мышления. А.Н. Толстой
Вывод: язык - источник для познания истории народа.
Причины засорения русского языка: языка: - влияние окружающего современного мира; - бездуховность общества, лишённого всякого стремления к высоким идеалам, безнравственность, духовная опустошённость
Язык не есть мёртвый часовой механизм, но живое творение, исходящее из самого себя. В. Гумбольд потребности культурного развития стали двигателем развития языка, который отразил и сохранил историю культурной жизни нации. Вывод: потребности культурного развития стали двигателем развития языка, который отразил и сохранил историю культурной жизни нации.
ЯЗЫК = ИСТОРИЯ = КУЛЬТУРА
Вывод: изучая язык, мы изучаем историю народа, храним свою национальную культуру. Без русского языка не будет русского народа, забудется русская культура, а без неё не вспомнится прошлое, а без прошлого нет и не будет будущего.
1. Какое высказывание отражает содержание текста? 1) Ядро современного литературного языка составляет общеупотребительная лексика. 2) В художественной литературе иногда уместно употребление просторечных, жаргонных слов для создания местного колорита. 3) В средствах массовой информации часто поднимается проблема нарушения норм русского литературного языка. 4) Изменения в лексическом составе русского языка отражают изменения в обществе. Ответ : 4
2.Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 13-16? 1) повествование и описание 2) повествование 3) рассуждение 4) рассуждение и повествование Ответ: 3
3. Работа с языковыми особенностями «Автора текста волнует судьба родного языка. Текст насыщен эмоциональной лексикой, оборотами, характерными для публицистического стиля. Используются синтаксические средства языковой выразительности, в частности __(предложения 1,11) и ___ (в предложениях 9, 18,19), а также такой стилистический приём, как __(всё приемлет, на всё отзывается). Лексика текста богата и разнообразна, удачно используются тропы, в том числе ___(плодить новые формы (не клонировать!); языковое разноцветье; расцветают, пестрят - о словах). Это делает речь автора экспрессивной, убедительной.»
Список терминов: 1) метафора 2) диалектизм 3) ряды однородных членов 4) лексический повтор 5) литота 6) парцелляция 7) просторечное слово 8) фразеологизм 9) риторическое восклицание Ответ: 9, 3, 4, 1
Работа в группах. I группа формулирует и комментирует одну из проблем, поставленных автором. II группа формулирует тезисы, в которых выражается позиция автора. III группа приводит два аргумента в защиту своей позиции
Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей родиной, перед человечеством, если мы не будем беречь наш язык. К.Г. Паустовский
Какие мысли, высказывания известных людей запомнились, получили в вашей душе эмоциональный отклик? Продолжите фразу: «Из данного урока я понял, что…» Приведите примеры, где пригодятся вам полученные знания.
Домашнее задание. Сочинение – рассуждение на Сочинение – рассуждение на тему: тему: « Культурный человек. А какой он? » « Культурный человек. А какой он? »
Молодцы!!! Спасибо за плодотворную работу!!!