Русская культура конца XIX – начала XX в.
Отмена крепостного права в России и последовавшие за ней буржуазные реформы, рост экономики и становление капиталистических отношений в стране создали качественно новые условия для быстрого поступательного развития русской национальной культуры. Русская культура второй половины XIX в. отражала сложные противоречивые процессы, происходившие в обществе. Общественное движение, достигшее в это время невиданных ранее масштабов, стимулировало развитие демократических тенденций в просвещении, литературе, искусстве. Народное хозяйство страны настоятельно требовало широкого притока квалифицированных специалистов, развития научных исследований и технических разработок.
Литература Литературное развитие в России проходило сложно, противоречиво и бурно. Рождалось и развивалось множество литературных направлений. Не иссякала мощь литературы критического реализма в лице Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина. В конце XIX в. Преимущественно в поэтической среде возникают модернистские течения – символизм, акмеизм, футуризм.
Театр и кино Конец XIX – начало XX в. - самая "театральная" эпоха в истории русской культуры. Для русского театра это эпоха взлетов и падений, новаторских творческих поисков и экспериментов. В этом смысле театр не отставал от литературы и искусства. В авангарде театрального искусства стоял МХАТ во главе со Станиславским, Немировичем-Данченко. Становление русского кино шло сложнее, т.к. в России не было собственного производства аппаратов, пользовались импортными, преимущественно из Франции. Но великая русская литература, передовой театр и живопись стали базой для быстрого развития кинематографа. Балаганы сменялись стационарными кинотеатрами. Кино входило в повседневный быт.
Скульптура Пути развития русской скульптуры конца XIX - начала ХХ века были во многом определены ее связями с искусством передвижников. Именно этим объясняется ее демократизм и содержательность. Скульпторы активно участвуют в поисках нового, современного героя. Более разнообразными становятся материалы: применяются не только мрамор и бронза, как прежде, но и камень, дерево, майолика, даже глина. Делаются попытки внедрить в скульптуру цвет.
Архитектура Русская архитектура в начале ХХ века переживает последний период своего расцвета, связанный с появлением стиля модерн. Его создатели стремились максимально учесть те возможности, которые представляют новые строительные конструкции и материалы (бетон, сталь, стекло), и в то же время эстетически осмыслить их, придать им художественную выразительность. Азовско-Донской банк в Петербурге Казанский вокзал в Москве
Просвещение. Печать. Наука В ХХ век Россия вступила с обширной и разветвленной системой образования. Она включала в себя три ступени: начальную (церковно-приходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии) и высшую (университеты, институты). Однако все эти учебные заведения существовали и развивались в неодинаковых условиях. Для преодоления неграмотности основной части населения возникают новые формы просвещения: школы и курсы дополнительного образования для взрослых. В крупных городах открываются общедоступные народные университеты. Начало ХХ в. было отмечено интенсивным ростом в России периодической печати и книжного дела. Манифест 17 октября 1905г. ввел, хотя и неполную, свободу печати. Она была освобождена от предварительной цензуры, задним числом подвергаясь судебным и административным преследованиям за публикации антиправительственного характера. В конце XIX – начале ХХ в. российская наука выходит на передовые рубежи. В различных ее областях появляются ученые, чьи открытия меняют традиционные представления об окружающем мире.
Русская культура конца XIX – начала ХХ в. поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. И в то же время это была культура общества, обреченного на гибель, предчувствие которой прослеживалось во многих ее произведениях. Новые явления вызывали глубокую озабоченность правительства, жестко контролировавшего все сферы культурной жизни, которое пыталось задержать распространение демократических идей, реально угрожавших прочности самодержавия. Борьба прогрессивной и консервативной тенденций пронизывала в эти годы весь процесс формирования и развития русской культуры.
Над презентацией работали ученицы 11 «А» класса Дзюро Юлия Чеботарева Анастасия