МБДОУ КВ «Детский сад 7 «Ладушка» учитель-логопед Колесникова И.А. г.Дзержинский 2012 г.
РЕЧЕВАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА. Рекомендации воспитателям.
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом; - основное средство общения людей; - одновременно необходимая основа мышления и его орудие; - с ее помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия; передают свой жизненный опыт, согласовывают действия; - от уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие.
Развивающая среда - естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разно- образными сенсорными раздражителя- ми и игровыми материаламив которой возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. - естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разно- образными сенсорными раздражителя- ми и игровыми материалами, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Речевая развивающая среда ДОУ РРС - особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей конкретной возрастной группы, а также уровень их речевого развития, интересы, способности и многое другое.
Цель построения РРС: - насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Задачи построения РРС - Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью; - Обеспечение богатства сенсорных впечатлений; - Обеспечение возможности самостоя- тельной индивидуальной речевой деятельности ребенка; - Обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций; - Обеспечение возможности для исследования и экспериментирования в языковой системе.
РРС первой младшей группы - грамотная, педагогически целесообразная речь педагога; - методы и приёмы, направленные на раз- витие речи как средства общения (пору-чения, подсказ, образец, сопряжённая речь); - методы и приёмы, направленные на фор- мирование умения слушать и слышать (рассказы, чтение); мирование умения слушать и слышать (рассказы, чтение); - самостоятельное рассматривание карти- нок, игрушек, книжек (на развитие инициативной речи).
РРС второй младшей группы - грамотная, педагогически целесообразная речь педагога; - методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности); - методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение); - организация «Уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).
РРС средней группы - грамотная речь педагога; - методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации); - методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей; уточнение ответов; подсказ; рассказы воспитателя - акцент на стимулирование познавательного интереса). - формирование навыков общения со сверстни- ками; знакомство с формулами речевого этикета; - организация деятельности в «Уголке интерес-ных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).
РРС старшей и подготовительной к школе групп - грамотная речь педагога; - методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения); - методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения); - организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением); - создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка.
Некоторые компоненты РРС 1. Развитие мелкой моторики: - пальчиковые игры; - игры с мелким материалом; - самомассаж лица, рук; 2. Формирование речевого дыхания: - дыхательные упражнения; 3. Формирование правильного артикуляцион-ного уклада: - фонетическая зарядка; - артикуляционная гимнастика.
Развитие мелкой моторики Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук.
Игры с мелким материалом игра «Волшебные прищепки» игра «Волшебные прищепки» игра «Камешки-помощники» и др. игры с мелким материалом игра «Камешки-помощники» и др. игры с мелким материалом
Формирование речевого дыхания Дыхательное упр. «Буря в стакане» - тренировка силы и длительности выдоха и др. игры. Дыхательное упр. «Буря в стакане» - тренировка силы и длительности выдоха и др. игры.
Самомассаж лица и рук Комплекс «Ручки растираем..»
Самомассаж лица и рук Поглаживание лица
Самомассаж лица и рук Комплекс «Солнышко»
Формирование артикуляционного уклада Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Фонетическая зарядка - используется для развития звуко-произноси- тельных навыков, просодической стороны речи детей. - упр. «Лесенка» - для развития модуляции голоса - упр. «Лесенка» - для развития модуляции голоса по высоте; по высоте; - упр. «Самолет» - для развития - упр. «Самолет» - для развития модуляции голоса по громкости модуляции голоса по громкости и др. упражнения. и др. упражнения.
Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала. Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала.
Подлинно творческое развитие ребенка Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной осуществляется в условиях обогащенной предметно-развивающей среды, которая предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную природных средств, разнообразную деятельность и обогащение деятельность и обогащение речевого опыта ребенка. речевого опыта ребенка.