НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАМН НИИ ГИГИЕНЫ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ д.м.н. Рапопорт Ирина Калмановна ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ШКОЛАХ Воронеж Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Новой школе – здоровые дети» 16 сентябрь 2010
Принимая во внимание неблагоприятные показатели состояния здоровья школьников, необходимо комплексное осуществление в образовательных учреждениях здоровьесберегающих и оздоровительных технологий. Под здоровьесберегающими технологиями, на наш взгляд, следует понимать педагогические методы, приемы, организацию учебного процесса, обеспечивающие сохранение здоровья учащихся. Под оздоровительными технологиями следует понимать медицинские профилактические, коррекционные и лечебные мероприятия, проводимые в отношении учащихся медицинским персоналом, работающим в школе, естественно при активном участии администрации и педагогического коллектива.
В настоящее время в России значительное число школ в той или иной степени уделяет внимание вопросам укрепления здоровья обучающихся. Вместе с тем, представление о здоровьесбережении в школе нередко сводится только к соблюдению требований санитарных правил и нормативов. Однако это еще не свидетельствует о приверженности здоровьесберегающим технологиям, а лишь создает необходимый и безопасный фон для реализации образовательного процесса. Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, в первую очередь, должно обеспечивать гигиенически рациональный, адекватный возрасту детей учебный процесс, организованный в безопасных для их здоровья условиях. (М.И.Степанова, 2008)
Исследования последних лет (Степанова М.И. с соавт.) показывают, что образовательную нагрузку в условиях вариативной организации учебного процесса нельзя рассматривать в отрыве от педагогических технологий, которые могут как усиливать, так и снижать ее негативное влияние на детский организм. В качестве примера приведем результаты некоторых исследований, проведенных в отделе гигиены обучения и воспитания НИИ ГиОЗДиП. Так, изучение работоспособности младших школьников, обучавшихся с использованием системы Л.В. Занкова, показало, что в конце занятий почти у 50% учащихся «занковских» классов регистрировались признаки переутомления. При традиционном обучении этот показатель не превышал 25-30%. Повышенные, в сравнении с традиционным обучением, интенсификация учебного процесса и трудность учебного материала, как показывают результаты исследований, не адекватны функциональным возможностям большинства учащихся.
Вместе с тем, гигиеническая оценка системы обучения и воспитания в одной из школ с повышенной, по сравнению с существующими нормативами, образовательной нагрузкой (превышение объема недельной аудиторной нагрузки во всех возрастных группах составило от 2-х до 7-ми часов) показала, что увеличение двигательной активности (за счет ежедневного спортивного часа) в сочетании с личностно-ориентированной педагогической технологией и психолого-педагогическим сопровождением учащихся - способствовали оптимизации функционального состояния учащихся. В результате у подавляющего большинства школьников не происходило кумуляции утомления в динамике учебного дня, недели и года, а также отмечалось улучшение показателей функционального состояния организма учащихся к концу учебного года (Вирабова А.Р., Кучма В.Р., Степанова М.И., 2006).
Еще одним примером оптимизации учебного процесса за счет его обогащения двигательной активностью является технология обучения в условиях активной сенсорно-развивающей среды (Уланова,С.А., Башканова Г.Л., Степанова М.И. с соавт., ). Преимущество этой методики по сравнению с другими педагогическими технологиями заключается в том, что она была разработана специалистами - дидактами для общеобразовательных учреждений Крайнего Севера и приравненных к нему территорий с учетом негативного воздействия на детский организм неблагоприятных климатических условий проживания, обуславливающих сенсорный голод и гиподинамию детей.
Особенностью технологии активной сенсорно-развивающей среды является не только увеличение объема двигательной активности детей в процессе занятий, но и включение в урок элементов активной и пассивной профилактики зрительного утомления, близорукости, нарушений опорно-двигательного аппарата, создание дополнительных условий для игры, предметного моделирования и повышения познавательной активности в ходе учебного занятия.
Среди личностно-ориентированных педагогических технологий, которые получили довольно широкое распространение в современной школе, следует отметить модульную технологию и технологию разноуровневого обучения (Левитас Г.Г., 1979). Технология разноуровневого обучения предполагает такую организацию обучения детей, когда в зависимости от способностей и познавательных возможностей ребенок овладевает программным материалом в различных областях на разных уровнях трудности: минимальном, базовом и творческом.
Итоговые результаты оценки влияния разноуровневого обучения на функциональные возможности учащихся свидетельствуют о том, что от начала к окончанию учебного года наполняемость 1 группы работоспособности (высокий уровень) увеличивалась, а 3-й группы (низкий уровень работоспособности), напротив, уменьшалась в связи с оптимизацией нервно-психического состояния обучающихся.
Еще одним из возможных путей оптимизации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях является использование гигиенически целесообразного графика каникул. Многочисленными исследованиями прошлых лет установлено, что существующее традиционное деление учебного года на 4 неравные по продолжительности учебные четверти не соответствует физиологическим возможностям большинства школьников. В отличие от существующей, рекомендуемая структура учебного года предполагает регулярное чередование учебного и каникулярного времени: 5-6 недель учебы сменяются недельными каникулами. При этом число каникулярных дней и продолжительность летних каникул остаются неизменными.
Здоровьесберегающие педагогические технологи, профилактические медицинские мероприятия должны сочетаться с оздоровительными технологиями. Оздоровительные и лечебно-коррекционные технологии оказываются наиболее эффективными на ранних стадиях формирования отклонений в состоянии здоровья учащихся – при функциональных расстройствах и на начальных этапах развития хронических заболеваний.
В настоящее время в России развивается сеть школ, содействующих укреплению здоровья, и сеть школ здоровья. Школы, содействующие укреплению здоровья, – это одна из ступеней и одновременно одна из моделей школ здоровья.
Школы здоровья являются оптимальными адаптивными моделями образовательных учреждений для сохранения и укрепления здоровья учащихся путем создания безопасной и благоприятной для здоровья физической, психологической и социальной среды, формирования устойчивых стереотипов здорового образа жизни у обучающихся и взрослых, рациональной организации профилактических и оздоровительных мероприятий. Школа здоровья – это вид государственного образовательного учреждения, реализующего программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечивающего комплексное решение задач по образованию, профилактике нарушений здоровья и оздоровлению обучающихся.
Этапы (ступени) реализации и развития школы, как школы содействующей укреплению здоровья. (В соответствии с регламентом Европейской сети школ, содействующих укреплению здоровья) 1 ступень – «Школа, пропагандирующая здоровье» 2 ступень – «Школа, содействующая укреплению здоровья I степени» 3 ступень - «Школа, содействующая укреплению здоровья II степени» 4 ступень – «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» -наиболее высокий уровень В НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН разработаны критерии, алгоритм и балльная шкала для оценки деятельности школ, содействующих укреплению здоровья.
Первая модель Школы здоровья Школа, в которой: создана или создается единая система здоровьесбережения; внедряются инновационные образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительно- профилактические компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности учащихся; проводится работа по формированию культуры здоровья учащихся на всех этапах обучения, активно ведется гигиеническое обучение и воспитание детей и подростков, гигиеническое просвещение педагогов, технического персонала и родителей школьников. Школа здоровья обеспечивает прием всех детей, подлежащих обучению и проживающих на данной территории.
Вторая модель Школы здоровья К Школам здоровья второй модели относятся образовательные учреждения, обеспечивающие прием всех детей, подлежащих обучению и проживающих на данной территории. В составе такой школы работает «Центр содействия сохранению здоровья обучающихся», отвечающий требованиям приказа Министерства образования РФ от 15 мая 2000г «Об утверждении Примерного Положения О Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного Штат «Центр содействия сохранению здоровья обучающихся» (ССЗО) не предполагает наличие медицинских работников (сотрудников центра) и лицензии на медицинскую деятельность.
Вторая модель Школы здоровья Обязательную плановую медицинскую помощь в общеобразовательном учреждении осуществляет школьный врач и медицинская сестра (фельдшер) - медицинский персонал отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, т.е. сотрудники прикрепленной детской поликлиники. Школа здоровья, при наличии соответствующих помещений и дополнительного финансирования (10-15%), может заключать договор с прикрепленной детской поликлиникой о дополнительных медицинских услугах, например о систематическом квалифицированном проведении медицинскими работниками поликлиники некоторых физиотерапевтических процедур, лечебной физкультуры и массажа непосредственно в школе. При этом детская поликлиника должна иметь лицензию на оказание медицинских услуг в образовательных учреждениях.
Вторая модель Школы здоровья Кроме того, имея дополнительное финансирование (10-15%), Школа здоровья обеспечивает деятельность Центра содействия сохранению здоровья обучающихся», (ССЗО), в т.ч. и оздоровительную работу, предполагающую систему эффективных закаливающих процедур, комплекс психогигиенических мероприятий, рациональную организацию двигательной активности и питания учащихся и др.
Третья модель Школы здоровья Третьей моделью Школы здоровья можно считать такую модель, которая предназначена для школьников с достаточно тяжелыми хроническими соматическими заболеваниями; учащихся, длительно и часто болеющих; детей-инвалидов с сохраненным интеллектом и психикой, прошедших медико-психолого-педагогическую комиссию. В такой Школе здоровья имеется специализированное структурное подразделение – «Оздоровительный центр», основной задачей которого является реализация оздоровительных, а точнее лечебно-коррекционных программ.
Третья модель Школы здоровья В штате «Оздоровительного центра»,т.е. в штате самой школы, работают медицинские работники с высшим и средним медицинским образованием. «Оздоровительный центр» оснащен медицинским оборудованием, в основном из спектра оборудования восстановительной медицины. Медицинская деятельность в «Школе здоровья» при такой организационной модели может осуществляться только при наличии соответствующей лицензии на медицинскую деятельность.
Третья модель Школы здоровья Вместе с тем, функционирование «Оздоровительного центра» Школы здоровья предполагает и активное участие в профилактической, диагностической и лечебно-коррекционной работе, проводимой в школе, медицинского персонала прикрепленной детской поликлиники, особенно при проведении профилактических медицинских осмотров. Лабораторно-инструментальное исследование и обследование учащихся врачами - узкими специалистами, сложные лечебные процедуры осуществляются в детской поликлинике и/или в специализированных лечебно-профилактических учреждениях.
Третья модель Школы здоровья Таким образом, Школа здоровья, имеющая «Оздоровительный центр», не подменяет деятельность детской поликлиники, а приближает к учащимся некоторые медицинские услуги (в основном разнообразные физиотерапевтические процедуры, фитотерапию, щадящее питание), которые должны проводиться больным детям на протяжении всего учебного года. Для работы «Оздоровительного центра» Школа здоровья третьей модели должна иметь соответствующие условия - финансирование, помещения, оснащение, кадровый потенциал, (школьный автобус для доставки детей-инвалидов).
Кадровое обеспечение (предложение НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков) Для проведения профилактической и оздоровительной работы в любых образовательных учреждениях с численностью учащихся человек и больше и, работающих по программе «полного дня», необходим школьный врач и медицинская сестра. Школьный врач и медицинская сестра должны занимать полные ставки и обеспечивать присутствие медицинского работника в течение всего времени работы образовательного учреждения. В образовательных учреждениях с меньшей численностью учащихся необходимо постоянное присутствие медицинского работника (фельдшера или медицинской сестры).
Спасибо за внимание. доктор медицинских наук Рапопорт Ирина Калмановна НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва, Малый Казенный переулок, д.5 стр. 5 Тел. (495) , (495)