Развитие школьной зрелости детей 6-7 летнего возраста Исполнитель: студентка 6 курса Сергеева заочной формы обучения Любовь Викторовна Научный руководитель: доцент Азарова Людмила Николаевна Рецензент: доцент Чекалина Ангелина Анатольевна Зав.кафедрой: профессор Савенков Александр Ильич Москва 2009 год
Цель дипломной работы: рассмотреть возможные пути развития школьной зрелости детей 6-7 лет. Объект исследования: школьная зрелость как психологическое явление. Предмет исследования: процесс развития школьной зрелости. Гипотезой исследования стало предположение о том, что процесс развития школьной зрелости у детей 6-7 лет будет наиболее эффективным, если в основе развивающих занятий лежит формирование положительного отношения к школе и учебной мотивации. Задачи исследования: 1.Рассмотреть различные понятия школьной зрелости, представленные в психолого-педагогической литературе. 2.Проанализировать содержание компонентов психологической готовности к школе. 3.Изучить влияние мотивации на формирование положительного отношения к школе. 4.Провести опытно-практическую работу по развитию школьной зрелости.
Понятие «школьная зрелость» А.Н. Леонтьев: основной аспект школьной зрелости - развитие у детей способности управлять своим поведением. А. Анастази : "овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией " Л.И.Божович : определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
Компоненты психологической готовности личностная готовностьличностная готовность мотивационная готовностьмотивационная готовность волевая готовностьволевая готовность социально-психологическая (коммуникативная) готовностьсоциально-психологическая (коммуникативная) готовность интеллектуальная готовностьинтеллектуальная готовность речевая готовностьречевая готовность
Педагогический эксперимент 1 этап – констатирующий эксперимент. На данном этапе была проведена диагностика уровня школьной зрелости. 2 этап – формирующий эксперимент. На этом этапе были разработаны и проведены специальные занятия с детьми, направленные на развитие школьной зрелости. 3 этап – контрольный эксперимент. На этом этапе была повторно проведена диагностика, по результатам которой был сделан вывод об итогах практической работы.
Методики для изучения школьной зрелости беседа, направленная на определение «внутренней позиции школьника» ( Н.И.Гуткина) наблюдение: выявление признаков, говорящих о несформированности личностной и социальной готовности к обучению в школе тест Керна – Йирасека (определение уровня школьной зрелости) методика изучения школьной мотивации (Н.Г.Лусканова) методика эмоционального отношения к школе (Е.П.Ильин) методика исследования мотивации учения у детей старшего дошкольного возраста М.Р. Гинзбурга
Данные констатирующего этапа эксперимента Положительное отношение к школе Сомневаются в себе, боятся школьных проблем Учебная мотивацияИгровая мотивация Высокий уровень школьной мотивации Низкий уровень школьной мотивации Относят себя к школьникамОтносят себя к дошкольникам Эмоциональная готовность к школьному обучению Проявляют признаки несформированности эмоц. готовности Большая часть участниковВыявлены дети
План проведения развивающего занятия 3. Заключительная часть. 3 минуты. 1.Вводная часть. 7 минут 2. Основная часть. 15 минут. М.Панфилова «ЛЕСНАЯ ШКОЛА» ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ «Создание лесной школы» «Букет для учителя» «Смешные страхи» «Ленивец» «Игры в школе» «Гордость школы»
Методы работы со сказками Рассказывание сказок Постановка сказок Сказочное рисование
Проведение развивающего занятия Вводная часть: игра «Превращение». Основная часть: Рассказывание сказки «Букет для учителя». Обсуждение сказки. Вопросы для обсуждения сказки: -Ребята что вам понравилось в этой сказке? -А как вы думаете, учителю приятно получать букеты на 1 сентября? -А вы хотели бы собрать букет своими руками? -А из каких цветов вам бы хотелось подарить букет? -А почему дарят букет учителю на 1 сентября? -Надо ли готовиться к первому учебному дню? -Каким вы видите своего учителя? Давайте представим, как вы пойдете в школу 1 сентября с букетом, и нарисуем это (сказочное рисование). Заключительная часть: -У вас получились замечательные рисунки. Пусть они напоминают вам о том, что 1 сентября у вас состоится важная встреча с вашим первым учителем.
Итоги практической работы В экспериментальной группе Б показатели уровня развития положительного отношения к школе и учебной деятельности выше, чем в контрольной группе А.
Спасибо за внимание