Обобщение и описание эффективного педагогического опыта Практические советы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
Advertisements

Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Описание передового педагогического опыта. Передовой педагогический опыт Это опыт, который отличается от массового положительного высокой результативностью.
Технология обобщения и описания педагогического опыта.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Представление педагогического опыта работы. Понятие «опыт работы» Целостная характеристика практики решения воспитателем педагогических задач и проблем,
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта Кузьмина Светлана Евгеньевна Методист МУДО ЦРТДЮ.
«Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути совершенствования»
В самой своей оценке педагогический труд – настоящий творческий труд – стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство заключается прежде.
Составитель: Лозбичева Е.А. руководитель МО учителей информатики Гусь-Хрустального района Самое полезное в жизни - это собственный опыт. Никогда не бойся.
Конкурс «Учитель года-2012» Презентация инновационного педагогического опыта Установочный семинар.
МОУ « Информационно - методический центр » Ноябрь 2009.
Совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; Основа профессионального.
Представление опыта работы Структура целостного описания опыта работы Методист отдела инновационной работы Антоневич А.Ю.
Подготовила: Габидулина И.Р. Методист МКУ «Ресурсный центр г.Бодайбо и района», октябрь 2012 г Школа методистов.
Обобщение педагогического опыта.. Передовой педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности;
1 Описание опыта педагогической деятельности. С чего начать? На основе материалов «Математика. Физика: как представить собственный педагогический опыт.
«Выявление, изучение и обобщение передового педагогического опыта»
МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ - ПРЕДМЕТНИКА РАБОТА НАД ТЕМОЙ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Валюшина Наталья Михайловна, ст. методист к афедры русского и иностранных.
Транксрипт:

Обобщение и описание эффективного педагогического опыта Практические советы

Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений. Р. Декарт

Образовательная технология - упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М., – С совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы (Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М., С. 164) совокупность методов, приемов, форм организации деятельности учащихся, направленных на решение определенных педагогических задач (обучения, развития, коррекции и др.) Методика

Понятие опыта Эффективный педагогический опыт – это опыт, который позволяет достигать высоких результатов в образовательном процессе при сравнительно незначительных затратах сил, времени и средств

Понятие опыта Передовой педагогический опыт – опыт, который возникает из массового опыта, превосходит его по отдельным параметрам или в целом, отличаясь от него по ряду признаков, важнейшими из которых являются: актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильная результативность» (В.А.Мижериков, Психолого-педагогический словарь)

Что может являться опытом? -алгоритмы учебных действий по предмету; -технология проведения урока; -авторская программа факультатива; -реализация принципов обучения; -система методических приемов; -использование эффективных средств обучения и др.

Другие трактовки эффективного педагогического опыта: -образец хорошей работы; -деятельность, в которую воплощены результаты научных исследований или успешное применение другого опыта; -новаторство, педагогические находки, открытие нового педагогического знания

В.А. Сухомлинский указывал, что «...сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… В своей основе педагогический труд стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство заключается, прежде всего, в анализе фактов и необходимости предвидеть. Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов, в причинно-следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи».

Прежде чем приступить к изучению и обобщению передового педагогического опыта, необходимо четко обозначить тему, которая подлежит изучению, и цель, которая ставится при этом. Важно определить критерии передового педагогического опыта. Задача описания передового опыта – показать, чем именно он полезен, побудить к повторению и распространению инновации.

Критерии передового опыта 1.Результативность работы: -высокие и устойчивые результаты учебно-воспитательной работы. В данном случае важна не отметка, а глубина и прочность знаний, образованность, культура, которую учитель формирует у учеников; -оптимальный уровень управленческой деятельности. 2.Актуальность и социальная значимость: -эффективное решение учебно-воспитательных задач; -усовершенствование содержания управленческой деятельности. 3. Новизна опыта: -новое содержание педагогического процесса, а также новые методы, формы, средства педагогической деятельности, которые можно определить как творческий опыт; -успешное применение известных научных положений передового опыта, так называемый репродуктивный опыт; -рационализация отдельных сторон педагогической деятельности и деятельности по управлению педагогическим процессом

Критерии передового опыта 4.Экономичность, оптимальность тех средств и сил, которые затрачивают учреждение образования и педагог для достижения определенного результата (например, все усваивается учащимися на уроке). 5.Устойчивость и постоянство успехов учебно-воспитательной работы. 6.Преемственность. 7.Перспективность: -всякое новое педагогическое явление лишь в том случае является частью опыта, если есть перспектива развития и применения его на практике. 8.Умение обнаруживать и преодолевать недостатки, противоречия.

Критерий – это средство для суждения или мерило оценки чего-либо. По отношению к деятельности критерий рассматривается как показатель его качества Перечень критериев передового педагогического опыта: По А. А. СоловянчикуПо Н. В. Кухареву 1.Результативность учебно- воспитательного процесса. 2.Наличие новизны, творческого поиска. 3.Устойчивость результатов учебно-воспитательного процесса. 4.Стабильность передового педагогического опыта. 5.Актуальность. 6.Преемственность. 7.Перспективность. 8.Умение обнаруживать и преодолевать недостатки, противоречия. 1.Новизна. 2.ысокая результативность. 3.Репрезентативность. 4.Стабильность. 5.Актуальность. 6.Преемственность. 7.Перспективность. 8.Соответствие достижениям педагогической науки. 9.Оптимальность. 10.Возможность творческого применения опыта другими учителями. 11.Соответствие тенденциям общественного развития.

Характеристики педагогического опыта: целенаправленность, системность, критериальность, диагностичность, конструктивность, перспективность.

Обобщение и описание эффективного педагогического опыта: Материал должен быть: четко структурирован, теоретически обоснован, представлен в обобщенном виде (идеи, принципы, систематизации) «Передается не опыт, а идеи вынесенные из опыта» К.Д.Ушинский

Что такое опыт? Новизна! – поиск моделей, творчество педагога Актуальность – в чем именно выражена для меня лично? (соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу) Теоретическое исследование – Что у меня хорошо получается? Выводы из своей практики – системный, критический взгляд на свою практику (что я делаю, как это применяю, а как это делают другие авторы?)

Что может педагог отразить в описании своего педагогического опыта? Система методов, приемов, используемых для достижения цели + Может в соответствии с педагогической целью развития учащегося дать теоретическое обоснование используемых принципов и методов обучения + может целостно описать и представить свою авторскую дидактическую систему

Проблема? (идея, замысел) Тема Исследовательские задания как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках математики в 10 классе Использование образовательной модели «Шаг за шагом» в работе с учащимися классов интегрированного обучения и воспитания

Что можно уточнить в формулировке темы? «Система заданий для развития литературно-творческих способностей и умений учащихся»

Целеполагание Цель - образ желаемого результата, который хотят получить к определенному моменту времени. Целью педагогической деятельности является ребенок, владеющий какими-то способами деятельности, умеющий что-то делать и др. (развитие интеллектуальных способностей через методы (приемы) и т.д.) Разработка, создание и т.п + через что я это сделаю Избегать подмены понятий (в цели может быть: представить систему, создание системы, а в содержании работы: использование методов)

Задачи Используем Здесь необходимо определить выход на результаты всего опыта Выделить … (принципы типологии, организационно- педагогические принципы) Определить … Представить … Разработать … Создать … Обосновать… Нельзя!!! Изучить … Исследовать … Проанализировать … Организовать … Обеспечить …

Критерии по которым можно оценить успешность работы: Актуальность Новизна Согласованность темы, целей, задач, содержания, выводов Полнота описания опыта (модели, системы, совокупности приемов, принципов, условий …) Научная обоснованность Доказательства эффективности Грамотность использования терминологии Логичность и структурность работы Разработанность и обеспеченность Реалистичность и реализуемость воспроизводимость

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧ К КОРРЕКЦИОННЫМ ЗАНЯТИЯМ

Памятка по формулированию задачи коррекционных занятий Цели коррекционно-педагогической деятельности педагога отражены в диагностических картах. К отдельным коррекционным занятиям следует формулировать не цели («Какие результаты я хочу получить?»), а задачи («Над чем я буду работать на данном занятии?»). К коррекционным занятиям ставятся коррекционно- развивающие задачи.

Памятка по формулированию тем коррекционных занятий Коррекционно-развивающая задача должна быть » ориентированной на ребенка » конкретной » диагностичной » конструктивной. К одному занятию ставится немного задач – 2-3.

Памятка по формулированию тем коррекционных занятий Тема коррекционного занятия формулируется на основе ведущей из поставленных к этому занятию задач. В теме коррекционного занятия содержится указание на то основное обобщенное умение, над формированием которого у детей планируется работать на данном занятии.

Алгоритм формулирования коррекционно-развивающей задачи Первая часть. В практике существуют три формы выражения первого слова: глагольное существительное, глагол совершенного вида, глагол несовершенного вида. Например, формирование - сформировать - формировать. Так как задача предусматривает ответ на вопрос: "Над чем буду работать на данном занятии?", то наиболее адекватным будет использование глагола несовершенного вида (например, формировать, развивать, совершенствовать, закреплять). Вторая часть. Так как задача должна быть конкретной, диагностичной и направленной на достижения детей, то во второй части форму­лировки должно быть указание на действие, умение, способ деятельности и т. п.

Алгоритм формулирования коррекционно-развивающей задачи Третья часть. Эта часть формулировки конкретизирует умение - формировать умение что делать. Четвертая часть. В этой части формулиров­ки задачи может быть указание на: - уровень самостоятельности ребенка (использование различных видов опор; указание на выполнение задания с помощью педагога, с частичной помощью педагога, самостоятельно). Например: формировать умение составлять рассказ-описание времени года с опорой на предметно- символический план; - способ выполнения заданий (по образцу, по памяти, по представлению, по словесной инструкции). Например: развивать умение образовывать слова приставочным способом по образцу; - используемый прием. Например: формировать умение сравнивать предметы по величине, используя прием приложения;

Сформулированная на основе предложенного алгоритма коррекционно-развивающая задача обладает всеми необходимыми характеристиками: ориентирована на ребенка, диагностична конструктивна.

Спасибо за внимание! Подготовила : методист Могилевского городского ЦКРОиР Гетманская Л.Г.