«Наша новая школа» Основная задача «новой школы» - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание его как личности, готовой к современной жизни (Д.А. Медведев)
Реальные изменения ребенка В минимально короткий пятилетний период с 2005 г по 2009 г. Резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста; Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать, возрос эмоциональный дискомфорт; Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно- потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности; Для старших дошкольников характерны низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. Четко фиксируются неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения;
Неразвитость тонкой моторики руки, отсутствие графических навыков, что свидетельствует о несформированности определенных мозговых структур ребенка, ответственных за общую произвольность; Недостаточная социальная компетентность многих детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты; Тенденция к прогрессивному снижению темпов их физического роста, нарастание астенизации телосложения, отставание в приросте мышечной силы; Неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе. Наблюдается распространенность основных форм психических заболеваний: нервно-психические заболевания становятся причиной 70% инвалидности с детства, а приблизительно у 20% детей наблюдаются минимальные мозговые дисфункции;
Увеличивается категория одаренных детей, среди них и детей с особо развитым мышлением, и детей, способных влиять на других людей (лидеры), и детей «золотые руки», и детей, представляющих мир в образах, (художественно одаренные дети), и детей, обладающих двигательным талантом; Возросло число детей с ограниченными возможностями здоровья, где общее психическое недоразвитие отмечается у 22,5 %, а дисгармоничное развитие отмечается у 26,5% Изменение ценностных ориентаций: -интеллектуальные (1-е место) -волевые (2-е место) -соматические (3-е место)
«Новая школа» Цели, задачи, принципы органи- зации Тип подачи знаний (ориентация на раскрытие умений, способов приобретения знаний, развитие способности детей мыслить) Поиск новых индивидуальных и коллективных форм обучения (уход от классно-урочной системы, преобладание сотвор- чества педагогов и учащихся)
Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Задачи образования
Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Чему учить? обновление содержания Ради чего учить? ценности образования Как учить? обновление средств обучения
9 ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Лаборатория «Деятельность школьного психолога в условиях реализации ФГОС НОО» выделяет следующие основные блоки содержания деятельности школьного психолога : диагностико-прогностический; экспертно-аналитический; блок социально – психологического проектирования и моделирования; коррекционный.
Диагностико-прогностический блок Мониторинг Срезовая диагностика Углубленная индивидуальная диагностика
Педагогический мониторинг – это диагностика, оценка и прогнозирование педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития с целью обеспечения качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Психологический мониторинг - это система постоянного отслеживания (посредством психологической диагностики) процесса личностного развития ребенка, создания банка психологических данных на ребенка, проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории обучающегося.
мониторинг Интеллект Психологическая безопасность школьной среды КоммуникацияКомфортностьМотивацияСамооценка Уровень притязаний Эмоциональная сфера
Экспертно-аналитический блок Психолого-педагогическая экспертиза Образовательная среда Образовательные технологии Педагогические воздействия Комфортность образовательной среды Социальная среда: экономика, общественные институты, общественное сознание, культура, семья, трудовая, учебная и др. группы
Блок социально-психологического проектирования и моделирования Направления деятельности по формированию Универсальных учебных действий Формирование развивающей социально- педагогической среды Психологическая работа с детьми, направленная на проектирование и формирование УУД Проектирование индивидуальных образовательных траекторий
Универсальные учебные действия - основа реализации образовательного стандарта
УУД Личностные УУД Регулятив- ные УУД Познаватель- ные УУД Коммуника- тивные УУД Универсальные учебные действия
Коррекционный блок Коррекционно-развивающая работа ориентирована на детей с различными психологическими проблемами и направлена на активизацию познавательных процессов и устранение недостатков эмоционально-личностного развития. На каждом этапе работы с ребенком важно предвидеть перспективу его развития. Подходить к ребенку как к целостной личности; с оптимистической гипотезой. Необходимо совмещать образовательные, коррекционные и развивающие задачи.
УЧЕНИК УЧИТЕЛЬЛОГОПЕДРОДИТЕЛИ СОЦ. ПЕДАГОГ ДЕФЕКТОЛОГПСИХОЛОГ Схема взаимодействия участников ПСПК
Перспективные задачи педагога-психолога: Стать полноценным участником учебно-воспитательного процесса, включиться в «цех» педагогов; Работать со всеми категориями детей; Использовать системный подход; Уметь работать в междисциплинарном поле; Уметь работать в поликультурной среде; Работать с социальным заказом, с детско-взрослой общностью; Участвовать в формировании мировоззрения, системы ценностей ребенка; Адекватно использовать ИКТ технологии; Соблюдать этический кодекс и закон о персональных данных.
Спасибо за внимание!