«Программа должна основываться на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса…»; далее «Программа должна…предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов…; далее «Программа должна…предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра».
В настоящее время в массовой практике используются три основных принципа построения образовательного процесса: Учебный Предметно – средовой Комплексно - тематический
Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса Анализ требований ФГТ показывает необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа приближенного к так называемому «событийному» принципу, что позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным.
При организации воспитательно- образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Варианты организации образовательного процесса с учетом комплексно-тематического принципа: проектирование, организация разных видов деятельности подчиненных одной теме и на основе интеграции (охватывая все образовательные области).
(«Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». – М.: Линка-Пресс, 2007): Темообразующие факторы, предложенные Н.А. Коротковой Первый фактор – реальные события; Второй фактор – воображаемые события; Третий фактор – события, специально «смоделированные» воспитателем исходя из развивающих задач; Четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приходящие к сохранению на какое- то время интересов
Условия планирования: Объективность Соотносительност ь Результативность Оптимальность Учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива.