Особенности планирования работы воспитателя с учётом ФГТ к структуре ООП ДО
Необходимые условия объективная оценка уровня своей работы в момент планирования выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программы ДО, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ
Необходимые условия четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат
План должен отвечать следующим требованиям: основываться на принципе развивающего образования комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы
План должен отвечать следующим требованиям: обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих задач образования воспитанников планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики
Модель плана работы воспитателя
Структура плана 1.Первый раздел. «Общие сведения» 2.Второй раздел. «Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми» 3.Третий раздел «Перспективное планирование по видам детской деятельности» 4.Четвертый раздел «Планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)»
I раздел «Общие сведения» Сведения о детях и родителях Взаимодействие с семьями детей Режим дня группы на холодный период года Режим дня на тёплый период года Листок здоровья Система закаливания в группе Двигательный режим Здоровьесберегающие технологии Мониторинг
Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности
Условия проведения и содержание каждого из режимных процессов Общая суточная продолжительность сна и его частота в дневное время Прогулки проводятся в определенное время Необходимо соблюдать пп. «Максимально допустимый объём недельной нагрузки» и «Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей СанПиН
Условия проведения и содержание каждого из режимных процессов Основная составляющая двигательного режима – подвижные игры Гибкий режим дня ОП ведется непрерывно. Учитываются возраст детей, их индивидуальные психические особенности, программа, по которой работает ДОУ, приоритетные направления развития воспитанников. СанПиН
Условия проведения и содержание каждого из режимных процессов Гибкий режим дня Режим строится на основе традиций, сложившихся в данной возрастной группе и с учетом времени года Неизменно – время, отведенное на прогулку, прием пищи, сон и чтение художественной литературы Составляется на каждый день для каждой группы в отдельности СанПиН
Примерный вариант гибкого режима реализации образовательных областей в процессе детской деятельности
Вариант гибкого режима реализации образовательных областей понедельниквторниксредачетвергпятница времявремя Содержание образовател ьных областей времявремя времявремя времявремя времявремя
При планировании и составлении расписания НОД необходимо учитывать следующее: общий объём НОД в неделю продолжительность периодов НОД количество периодов НОД в течение дня распределение периодов НОД в течение дня (в первую и во вторую половину) перерывы между периодами НОД Пояснения в СанПиН
II раздел «Комплексно- тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми»
Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса Тематическое планирование – планирование в соответствии с примерной ООП дошкольного образования по всем направлениям развития ребёнка и образовательным областям
Принципы планирования Принцип тематического планирования – тема может быть выбрана воспитателем самостоятельно или заимствована из примерной ООП Принцип рациональности – умение определять способы и формы организации ОП, которые позволяют в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат
Темообразующие факторы Первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники) Второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям
Темообразующие факторы Третий фактор – события, специально «смоделированные» воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: «Что это такое?», «Что с этим делать?», «Как это действует?»)
Темообразующие факторы Четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия
Алгоритм планирования ОП Шаг первый – выбор основы для построения тематического календаря (в соответствии с лексическими темами или на основе празднично-событийного цикла) Шаг второй – распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов
Перспективное планирование тематических недель на 2011/2012 учебный год
Схема комплексно-тематического планирования психолого-педагогической работы с детьми Месяц и недели События, праздники, традиции ТемаОрганизация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Формы организации совместной деятельност и педагогов с детьми Взаимодейс твие с семьей
Перспективное планирование тематических недель на учебный год ДатаДата ТематикаСодержаниеЦельПути достижения цели Доминирую щая область Интеграция ведущих образовател ьных областей
Варианты планирования работы воспитателя День недели /дата Образова- тельные области Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятель -ной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодей- ствие с родителями/с оциальными партнерами (театрами, спортивными и художествен- ными школами, общеобразова тельными учреждениям) Непосредственно образовательная деятельность Образова- тельная деятель- ность в режимных моментах Группова я подгрупп овая Индивид уальная
Основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми: включённость воспитателя в деятельность наравне с детьми добровольное присоединение дошкольников к деятельности свободное общение и перемещение детей во время деятельности открытый временной конец деятельности
С учётом ФГТ модель ОП должна предусматривать две составляющие: совместная деятельность взрослого и детей (НОД и режимные моменты) самостоятельная деятельность дошкольников
III раздел «Перспективное планирование по видам детской деятельности»
Сочетание видов детской деятельности и форм работы Двигательная Подвижные дидактические игры Подвижные игры с правилами Игровые упражнения Соревнования Игровая Сюжетные игры Игры с правилами Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов Коммуникативная Беседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление, отгадывание загадок Трудовая Совместные действия Дежурство Поручение Реализация проекта
Сочетание видов детской деятельности и форм работы Познавательно- исследовательская Наблюдение Экскурсии Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры с правилами Музыкально- художественная Слушание Исполнение Импровизация Экспериментирование Музыкально-дидактические игры Чтение художественной литературы Чтение Обсуждение Разучивание
IV раздел «Планирование НОД»
НОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы
Планирование тематической недели Алгоритм действия педагога по организации, проведению и отслеживанию результатов обучения и развития детей в рамках тематической недели
Выделение из программы и формулирование педагогической цели недели, задач развития ребенка (детей) Отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей) Выделение события недели, основной формы организации детско-взрослой деятельности Формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для каждого ребенка и группы в целом
Отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности Практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели Продумывание и организация процесса обсуждения результатов проживания с детьми события недели Фиксация результатов освоения детьми образовательных задач
Представленный подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний
Данный способ планирования ОП требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала
Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей
Современный воспитатель – творческий, заинтересованный человек, грамотный организатор и проектировщик среды развития и накопления ребенком положительных эмоциональных впечатлений