МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
СОДЕРЖАНИЕ Архитектурный ансамбль музеев Московского Кремля Архитектурный ансамбль музеев Московского Кремля Структура и состав экспозиции Обзор коллекций Воспитательно-образовательная работа музеев Воспитательно-образовательная работа музеев
МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ История формирования, развития и деятельности музейного учреждения в Московском Кремле насчитывает почти три столетия, в течение которых были периоды высоких подъемов, бурного развития музейной и научной работы, периоды буквально героической борьбы за сохранение национальных реликвий, однако были и провалы, забвение и вновь возрождение. История музея в Кремле, в самом сердце страны всегда была неразрывно связана с историей Российского государства. Музей-сокровищница, музей, хранящий государственные реликвии и огромные материальные ценности, всегда привлекал пристальное внимание власти. Это обстоятельство иногда благотворно, иногда трагически, но всегда активно влияло на жизнь музея.
Собрания Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" насчитывают более 60 тыс. памятников истории, культуры и искусства. Из них только три с половиной тысячи входят в состав постоянных экспозиций музея. Общие хронологические рамки достаточно широки - с конца III тысячелетия до новой эры по наше время. Но основная часть музейного фонда относится к периоду средневековья и Нового времени. Главная особенность собраний Музеев Московского Кремля в истории их происхождения. Основу коллекций составили ценности, хранившиеся в Кремле на протяжении веков в казне великих московских князей и царей. Источниками пополнения царских казнохранилищ являлись изделия кремлевских мастерских, дары правителей и послов иностранных государств, подарки русской знати, закупки в России и за рубежом.
В начале XVIII века, после перевода столицы в Санкт- Петербург, деятельность дворцовых учреждений и мастерских была прекращена. Они были объединены в единое хранилище древних сокровищ. Статус музея Мастерская и Оружейная палата получают в соответствии с Указом императора Александра I О правилах управления и сохранения в порядке и целости в Мастерской и Оружейной палате ценностей от 10 марта 1806 года. Специальными рескриптами императора назначались почетные члены музея. Это были известные историки, деятели культуры и коллекционеры, вносившие непосредственный вклад в изучение и комплектование коллекций музея: Н.И.Карамзин, А.И.Мусин-Пушкин, А.Н.Оленин, П.П.Свиньин и др. С 1806 по 1917 гг. собрания музея пополнялись экспонатами из числа дворцового имущества, подарками российским императорам, археологическими находками, целенаправленными закупками.
После Октябрьской революции 1917 года в музей поступили ценности Русской Православной церкви из церквей, соборов и монастырей: Патриаршая ризница, ризницы соборов и монастырей Кремля. Передача этих ценностей в музей спасла многие из них от уничтожения или продажи за границу. В советское время собрание Музея пополнялось за счет закупочной деятельности, передач из государственных и партийных органов, даров частных лиц, а также за счет археологических исследований на территории Московского Кремля. Музеи Московского Кремля и сегодня продолжают пополнять свои фонды. Особую ценность собраниям и статус музея-сокровищницы ему придают исторически сложившиеся в Кремле комплексы драгоценных предметов, многие из которых стали символами российской государственности и культуры.
СТРУКТУРА МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ Оружейная палата Успенский собор Благовещенский собор Патриаршие палаты Архангельский собор Ансамбль колокольни Ивана Великого Церковь Ризоположения Археология Московского кремля Соборная площадь
КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ Русские государственные регалии Оружие и доспехи Парадное конское убранство и экипажи Русский и зарубежный художественный металл Керамика и стекло Часы, ткани Ордена и медали, нумизматика и бонистика Иконы и масляная живопись Деревянная скульптура Графика и фотография Рукописные и старопечатные книги, рукописи Археология
ЗДАНИЕ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ Оружейная палата является частью комплекса Большого Кремлевского дворца. Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном.
КОЛЛЕКЦИИ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлевских казнохранилищ. Алмазный трон, Иран, Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, ткань, дерево; литье, чеканка, резьба, шитье.
ПЛАН ЭКСПОЗИЦИИ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ Зал 1. Русские золотые и серебряные изделия XII - XVII вв.Русские золотые и серебряные изделия XII - XVII вв. Зал 2. Русские золотые и серебряные изделия XVII - XX вв. Зал 3. Европейское и восточное парадное и боевое вооружение XV-XIX вв. Европейское и восточное парадное и боевое вооружение XV-XIX вв. Зал 4. Русское вооружение XII - начала XIX векаРусское вооружение XII - начала XIX века Зал 5. Западноевропейское серебро XIII-XIX веков Зал 6. Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV-XVIII вв. Светский костюм в России XVI - XX вв. Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV-XVIII вв. Светский костюм в России XVI - XX вв. Зал 7. Древние государственные регалии и предметы парадного церемониала XIII-XVIII веков Древние государственные регалии и предметы парадного церемониала XIII-XVIII веков Зал 8. Предметы парадного конского убранства XVI-XVIII вв. Предметы парадного конского убранства XVI-XVIII вв Зал 9. Экипажи XVI-XVIII вековЭкипажи XVI-XVIII веков
РУССКИЕ ЗОЛОТЫЕ И СЕРЕБРЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ XII - XVII ВВ. Древнерусское искусство подпитывалось многими источниками. Важнейшим из них была художественная культура Византии. Уникальные произведения декоративно-прикладного искусства этого государства IV-XV веков, собранные в отдельной витрине, свидетельствуют о его влиянии на художественное развитие искусства Древней Руси. Своеобразие и широкие временные рамки собрания Оружейной палаты позволяют представить здесь же произведения гуннской эпохи, южнославянского и грузинского искусства, способствующие более глубокому пониманию истоков и взаимосвязей культуры русского Средневековья.
О высоком уровне декоративно-прикладного искусства домонгольской Руси свидетельствуют памятники XII-XIII веков. Они экспонируются вместе с изделиями Новгорода XII-XIV веков, чей художественный язык формировался под влиянием торгово- ремесленных кругов. Потир, Древняя Русь, XII в. Серебро; чеканка, резьба, золочение.
Золотое и серебряное дело Москвы XV-XVI веков представлено шедеврами русского ювелирного искусства, изготовленными в царских и патриарших мастерских в Кремле. О творческом взаимовлиянии столичного и провинциального искусства повествуют самобытные произведения Новгорода Великого. Потир, вклад жены царя Федора Иоанновича Ирины Годуновой в Архангельский собор Московского Кремля Москва, Золото, драгоценные камни; чеканка, чернь, резьба.
Оружейная палата хранит древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров. Коллекция государственных регалий и предметов придворного церемониала занимает в собрании Музеев Кремля особое место. Этот уникальный комплекс сложился на базе древней великокняжеской сокровищницы и составил основу будущего музейного собрания. Большинство экспонатов относится к XVI-XVII столетиям. Особая ценность коллекции заключается в том, что она объединила уникумы и шедевры русского и иностранного ювелирного искусства конца XIII-XVIII века. В настоящее время собрание древних государственных регалий России - самое значительное в Европе, коллекция тронов - уникальна.
ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕГАЛИИ И ПРЕДМЕТЫ ПАРАДНОГО ЦЕРЕМОНИАЛА XIII-XVIII ВЕКОВ Шапка Мономаха Корона Анны Иоанновны Двойной трон Петра и Иоанна Алексеевичей Большой наряд
Шапка Мономаха Bocток, конец XIII - начало XIV в. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; скань, зернь, литье, чеканка, гравировка.
Корона Анны Иоанновны Петербург, , Мастер Г.В.Дункель. Серебро, золото, драгоценные камни; литье, чеканка, резьба, золочение.
Двойной трон Мастерские Московского Кремля, Серебро, дерево; литье, чеканка, резьба, гравировка, золочение.
Большой наряд XVI - XVII вв. Венец - Мастерские Московского Кремля, Держава - Западная Европа, конец XVI в. Скипетр - Западная Европа, ок Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, эмаль, канфарение. Принадлежал царю Михаилу Романову.
Рака царевича Дмитрия (крышка) Мастерские Московского Кремля, Серебро, литье драгоценные камни; чеканка, литье, золочение. Рака Кирилла Белозерского (крышка) Мастерские Московского Кремля, Серебро; чеканка, литье, золочение.
КОЛЛЕКЦИЯ ДРАГОЦЕННЫХ ТКАНЕЙ И ОДЕЖДЫ Одежды с бармами Петра Алексеевича Коронационное платье Анны Иоанновны Коронационное платье Елизаветы Петровны Коронационное платье Марии Александровны Мантия для коронации Александры Фёдоровны
Одежды с бармами Петра Алексеевича Мастерские Московского Кремля, конец XVII века. Аксамит - Венеция, золотное кружево - Западная Европа.
Коронационное платье Анны Иоанновны Россия, Парча, шелк, золотное кружево, тесьма; ткачество, шитье. Принадлежало императрице Анне Иоанновне
Коронационное платье Елизаветы Петровны Россия, Серебряный глазет, шелк, золотный позумент; ткачество, шитье.
Коронационное платье Марии Александровны Россия, Глазет, серебряные нити; вышивка. Принадлежало императрице Марии Александровне, супруге императора Александра II
Мантия для коронации Россия, Парча, шелк, мех, атласные ленты, золотные нити; шитье. Принадлежала императрице Александре Федоровне, супруге императора Николая II
Франция, XVI в. Сталь; ковка, чеканка, резьба. Германия, начало XVI в. Сталь; ковка, чеканка, резьба.
Русское вооружение XII - XVII веков
Убор на выводную лошадь Султан, узда, решма, науз, гремячая цепь, седло, паперсть, попона, стремена, наколенники. Москва, XVI в. Парча, драгоценные камни, золото, серебро; скань, чеканка, резьба, эмаль, ткачество
КОЛЛЕКЦИЯ ЭКИПАЖЕЙ Колымага. Подарок короля Англии Якова I царю Борису Годунову Колымага. Подарок короля Англии Якова I царю Борису Годунову Выездная карета Елизаветы Петровны Выездная карета императрицы Екатерины Алексеевны Выездная карета императрицы Екатерины Алексеевны
Колымага. Подарок короля Англии Якова I царю Борису Годунову в 1603 г. Англия, конец XVI - начало XVII в. Дерево, бархат, масло; ткачество, резьба по дереву, позолота.
Выездная карета Елизаветы Петровны ( ), Австрия, Вена,1740. Дерево, бархат, бронза; живопись маслом, позолота по левкасу, резьба по дереву, ткачество, литье, чеканка.
Выездная карета императрицы Екатерины Алексеевны Франция, Париж, Ясень, бархат, перламутр, бронза; живопись маслом, позолота по левкасу, резьба по дереву.
УСПЕНСКИЙ СОБОР Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. Первое каменное здание собора было заложено в 1326 г. первым Московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой. В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Его возвел в 1479 г. специально приглашенный итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.
Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения. Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – росписи гг. и грандиозный иконостас 1653 г. В XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 г. в соборе возобновились богослужения.
Восточный фасад Успенского собора
Южный фасад Успенского собора
СОБРАНИЕ ИКОН УСПЕНСКОГО СОБОРА Собрание икон XII – XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Можно отметить древнейшую русскую икону – двусторонняя "Богоматерь Одигитрия" и "Святой Георгий", "Спас Ярое око", "Троица", два списка "Богоматери Владимирской", храмовый образ "Успение", "Предста царица", "Апостолы Петр и Павел", "Митрополит Петр в житии" и многие другие."Троица", "Предста царица", "Апостолы Петр и Павел",
«Предста царица» Икона. Сербский мастер. Конец XIV в. «Апостолы Пётр и Павел» Икона. Греческий мастер. Начало XV в.
«Троица» Икона. Москва. Середина XIV в. Запись Тихона Филатьева г.
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР Ныне существующий Благовещенский собор почти полтора столетия служил домовой церковью московских великих князей и царей. Он был частью великокняжеского дворца и соединялся ступенчатым переходом с его парадными и жилыми покоями. Собор предназначался для церемоний семейного характера. Домовый храм традиционно был и местом хранения великокняжеской и царской казны. Северное крыльцо и северо-западная галерея, вероятно, с середины XVI века часто использовались для торжественных входов во дворец во время церемонии венчания на царство, встречи иностранных послов, шествий в праздник Входа в Иерусалим, в Великую Пятницу накануне Пасхи и т.д.
Благовещенский собор
ПАТРИАРШИЕ ПАЛАТЫ Патриаршие палаты были построены русскими мастерами в гг. для патриарха Никона. Первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, второй – парадные помещения, третий - личные покои патриарха. В XVIII-XIX вв. здесь находилась Московская Синодальная контора. Сегодня на втором этаже Патриарших палат располагается музейная экспозиция. Она посвящена русской культуре XVII столетия, когда накануне петровских реформ менялись мировоззрение, традиции и весь уклад жизни русского общества. В музее представлены драгоценная посуда, ювелирные украшения, предметы царской охоты, старинная мебель, памятники лицевого и орнаментального шитья.
Патриаршие палаты с церковью двенадцати апостолов
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР История Архангельского собора Московского Кремля восходит к XIV в.: в 1333 г. первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила. В гг. на месте древнего храма был возведен новый собор. Строительством руководил известный венецианский архитектор Алевиз Новый. С момента своего основания и до XVIII века Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей - вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых – у юго- западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.
Архангельский собор
АНСАМБЛЬ КОЛОКОЛЬНИ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО Ансамбль колокольни Ивана Великого складывался на протяжении двух столетий. Колокольня была возведена в годах итальянским архитектором Б. Фрязиным. В гг. рядом с колокольней по проекту итальянского архитектора Петрока Малого построили церковь, которую в конце XVII века преобразовали в звонницу, названную Успенской. В 1624 году Б. Огурцов поставил вплотную к ней звонницу с шатровым верхом - Филаретову пристройку. В 1812 году отступавшие из Москвы войска Наполеона взорвали ансамбль колокольни, однако столп Ивана Великого устоял. Звонница и Филаретова пристройка были разрушены до основания, но в годах их восстановили в прежних объемах.
Ансамбль колокольни Василия Великого. Вечерняя панорама
ЦЕРКОВЬ РИЗОПОЛОЖЕНИЯ Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы служила домовым храмом митрополитов и патриархов русских. Она была построена псковскими мастерами в годах. Название храма связано с праздником, известным в Византии с V века. Согласно преданию праздник установлен в память перенесения из Палестины в Константинополь ризы (одеяния) Богородицы. Здание церкви было построено в гг. псковскими мастерами на месте более древнего храма, основанного в гг. В своих основных чертах храм развивает традиции раннемосковского зодчества. Это одноглавый четырехстолпный храм, поставленный на высокий цокольный этаж (подклет).
В церкви Ризположения сохранился иконоста 1627 г. Его заказчиком был патриарх Филарет - отец первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. А выполнил патриарший заказ замечательный иконописец Назарий Истомин Савин. В 1627 году он и иконописцы руководимой им артели написали иконы трех верхних рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого. В нижнем, местном ряду кисти Назария Истомина принадлежит икона "Троица Ветхозаветная" и, возможно, икона "Богоматерь Одигитрия" в рост, находящаяся сейчас под поздней записью. На столпах церкви изображены святые русские митрополиты и князья. Интерьер дополняют старинные предметы церковного убранства - паникадило и так называемые тощие свечи.иконоста 1627 г. "Троица Ветхозаветная" В галерее церкви можно увидеть редкую выставку русской деревянной скульптуры XV-XIX веков.
Церковь Ризоположения
Общий вид иконостаса в церкви Ризоположения, 1627 г.
« Троица Ветхозаветная» Икона. Назарий Истомин. Москва г.
ЦАРЬ-ПУШКА Царь-пушка, установленная на Ивановской площади, между колокольней Ивана Великого и церковью Двенадцати апостолов, является самым выдающимся произведением русского оружейного мастерства. Она изготовлена по приказу царя Федора Ивановича в 1586г. придворным литейщиком Андреем Чоховым на московском Пушечном дворе. По калибру (890мм) это самая большая пушка в мире, откуда и название. Ее вес приближается к 40 тоннам. Бронзовый ствол пушки украшен литыми фигурными фризами и памятными надписями и конной фигурой царя Федора Ивановича. В силу исторических обстоятельств Царь-пушке ни разу не пришлось участвовать в боевых сражениях. Четыре ядра, сложенные пирамидой у ее подножья, носят декоративный характер, они полые внутри и были отлиты вместе с лафетом из чугуна в 1835г. на заводе Берда в Петербурге.
Царь-пушка
ЦАРЬ-КОЛОКОЛ С восточной стороны колокольни Ивана Великого на каменном постаменте установлен Царь-колокол, являющийся выдающимся памятником русского литейного искусства ХVIIIв. Он был отлит по указу императрицы Анны Иоанновны в гг. потомственными московскими литейщиками, колокольных дел мастерами И.Ф.Моториным и его сыном Михаилом. До настоящего времени это самый большой колокол в мире. Его вес почти 202 тонны, высота 6,14 метров, диаметр 6,6 метров. Известный мастер И.Ф Маторин, отливший в 1702 г. по заказу Петра I 115 артиллерийских стволов, а также несколько кремлевских колоколов, том числе и Набатный, был привлечен к изготовлению Царь-колокола после неудачной попытки поручить эту работу французскому королевскому механику Жерменю.
Царь-колокол
АРХЕОЛОГИЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ Археологическая экспозиция музея-заповедника Московский Кремль, размещенная в полуподвальном (остатки храма конца XIV в.) этаже Благовещенского собора, содержит около 200 предметов, обнаруженных в гг. XX столетия в культурном слое Боровицкого (Кремлевского) холма Москвы. Высокий холм над Москвой - рекой - древнейший район столицы России, освоение которого людьми относится ко второй четверти XII в. В экспозиции представлены предметы русского средневековья, типичные для материальной культуры городов XII - XVII столетий. На основании этих археологических находок хорошо видно, как постепенно малый город Москва (вторая половина XII - XIII в.) превращается сначала в удельный центр, а затем, в XIV в., в столицу московско - владимирского княжества и всего российского государства.
СТРУКТУРА АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО СОБРАНИЯ Стеклянные изделия Предметы импорта Кузнечное ремесло Находки из керамики Деревянное строительство Клады и ювелирные изделия
ПЛАН- СХЕМА СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Музеи Московского Кремля предоставляют большие возможности для образования и обучения. Взрослым и детям (с 6 лет) предлагается разнообразные программы, экскурсии, лекции, которые помогут расширить кругозор, больше узнать об истории и культуре нашей страны. Существует специальная виртуальная выставка, которая знакомит практически со всеми экспонатами музеев Московского Кремля, содержит анонсы всех предстоящих выставок и мероприятий. В сентябре каждого года открывается новый лекционный курс по истории Кремля и его памятников, истории России и русского искусства. Для взрослых предусмотрены комплексные лекционно-экскурсионные занятия.
Московский Кремль - символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира, богатейшая сокровищница исторических реликвий, памятников культуры и искусства. Он расположен в центре столицы на высоком холме над Москвой-рекой х годах архитектурный ансамбль Московского Кремля, его сокровища, Красная площадь и Александровский сад были включены в Список особо ценных объектов России, а затем в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Располагавшиеся на территории Кремля музеи были преобразованы в Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль.