Новгородская живопись Феофан Грек Автор: Булычева Ксения 11А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕОФАН ГРЕК и его живопись. Дунай Людмила Николаевна Учитель технологии и изо. Учитель технологии и изо. МОУ «СОШ 1»г. Гурьевска МОУ «СОШ 1»г. Гурьевска.
Advertisements

ИКОНОПИСЬ И МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ. Период XIV-XV вв – период наивысшего расцвета древнерусской иконописи Представления о реальном человеке и ценности.
Традиция иконописи на Руси. Истоки древнерусской иконописи Византийские Византийские Традиции эллинизма Традиции эллинизма Сирийские, коптские, сербские,
Иконопись План конференции Сообщения о биографии мастеров древнерусского искусства Сообщения о биографии мастеров древнерусского искусства Особенности.
Иконы Феофана Грека ( )* Великий византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.*
Жизнь и творчество Феофана Грека. Подготовила: Подготовила: ученица 7 «А» класса ученица 7 «А» класса Белякова Анна. Белякова Анна.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МХК: ВЫПОЛНИЛА: БОРЩЕВСКАЯ Ю. ВЫПОЛНИЛА: БОРЩЕВСКАЯ Ю. ПРОВЕРИЛА: ТИМОШКОВА Т.Н. ПРОВЕРИЛА: ТИМОШКОВА Т.Н. ФЕОФАН ГРЕК.
Древнерусская живопись Урок МХК в 10 классе Учитель М.В. Хлебникова.
Школы русской иконописи Иконописные изображения известны на Руси с X века. За 11 веков существования русская икона прошла большой путь развития. Появились.
РУБЛЕВ Андрей (ок ок. 1430) крупнейший мастер московской школы живописи.
Феофан Грек Приготовила: Ученица 10 класса Каленюк Оксана Преподаватель: Магомедова Т.В год.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV - XV ВЕКОВ Урок истории в 10 классе Учитель : Е. Н. Усанова.
Андрей Рублев Скорее всего, родился он в Московском княжестве(по другим сведениям в Великом Новгороде вероятно в конце 1370-х гг., из-за прозвища «Рублёв»
КУЛЬТУРА – все виды и результаты преобразователь ной деятельности человека и общества ВЛИЯНИЯ ЦЕНТРЫ УСЛОВИЯ ТРАДИЦ И ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ УСЛОВИЯ.
Феофан – иконописец из Византии, прозванный новгородцами Греком. Расписал в разных странах Более 40 церквей.
РОССИЯ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР МОЗАИК И ФРЕСОК XI-XVII ВЕКОВ.
ЖИВОПИСЦЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ, или о том, как жили и работали мастера иконных дел. И он, пишучи святую икону, только по субботам и по воскресеньям причащается.
Творчество Андрея Рублева.. Биография Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям.
Ж ИВОПИСЬ Р УСИ XIV- XVI ВВ... Д ИОНИСИЙ ( ОК ) Ведущий московский иконописец конца XV начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея.
Транксрипт:

Новгородская живопись Феофан Грек Автор: Булычева Ксения 11А

структура Композиции новгородской живописи, какой бы сложности они ни были – одно-, двух-, трехфигурные или же многосюжетные, повествовательного характера – все они просты, прекрасно вписаны в плоскости и согласованы с их формами. Все элементы распределены в них равномерно и согласно их значимости. Композиции новгородской живописи, какой бы сложности они ни были – одно-, двух-, трехфигурные или же многосюжетные, повествовательного характера – все они просты, прекрасно вписаны в плоскости и согласованы с их формами. Все элементы распределены в них равномерно и согласно их значимости. Фигуры людей в новгородской живописи несколько удлиненных пропорций, что придает им строгую стройность и величие. Они всегда имеют глубокое внутреннее содержание. Одни фигуры выражают смирение и благолепие, другие – богатырское величие, третьи – одухотворенность, задумчивость, скорбь, радость, человеческое благородство. Фигуры людей в новгородской живописи несколько удлиненных пропорций, что придает им строгую стройность и величие. Они всегда имеют глубокое внутреннее содержание. Одни фигуры выражают смирение и благолепие, другие – богатырское величие, третьи – одухотворенность, задумчивость, скорбь, радость, человеческое благородство. Цветовая гамма всегда спокойная и вместе с тем сильная. Спокойные тона оживляются яркими и темными деталями. Цветовая гамма всегда спокойная и вместе с тем сильная. Спокойные тона оживляются яркими и темными деталями. Древнерусские иконы обычно отличаются такой особенностью: выразительные лики с крупными подчеркнутыми чертами лица, некоторые части могут быть подчеркнуты даже красным – так просто и неожиданно. Это придаёт живость русской иконе. Впоследствии для русской иконы в целом характерно то, что икона становится более плоскостной, но эта плоскостность не является неумением передать объем, ибо другая задача – быть частью литургического пространства храма или частью этого храма, перенесенного в дом. Икона должна раскрывать не глубину этого пространства, а открываться вперед: обратная перспектива Древнерусские иконы обычно отличаются такой особенностью: выразительные лики с крупными подчеркнутыми чертами лица, некоторые части могут быть подчеркнуты даже красным – так просто и неожиданно. Это придаёт живость русской иконе. Впоследствии для русской иконы в целом характерно то, что икона становится более плоскостной, но эта плоскостность не является неумением передать объем, ибо другая задача – быть частью литургического пространства храма или частью этого храма, перенесенного в дом. Икона должна раскрывать не глубину этого пространства, а открываться вперед: обратная перспектива

Феофан Грек Феофан Грек (ок ок.1410) В 70-х годах XIV века в Новгороде, где уже сформировалась самобытная художественная школа живописи, появляется выходец из Константинополя знаменитый Феофан Грек. О нем следует сказать особо. Во- первых, он был гениальным художником. Во-вторых, что является для того времени исключением, мы имеем какое-то живое представление о его личности. И, наконец, а это самое главное, «он настолько тесно сжился с русскими людьми и настолько крепко вошел в русское искусство, что его имя в такой же мере неотделимо от последнего, как имена Растрелли, Кваренги и Росси». Феофан Грек (ок ок.1410) В 70-х годах XIV века в Новгороде, где уже сформировалась самобытная художественная школа живописи, появляется выходец из Константинополя знаменитый Феофан Грек. О нем следует сказать особо. Во- первых, он был гениальным художником. Во-вторых, что является для того времени исключением, мы имеем какое-то живое представление о его личности. И, наконец, а это самое главное, «он настолько тесно сжился с русскими людьми и настолько крепко вошел в русское искусство, что его имя в такой же мере неотделимо от последнего, как имена Растрелли, Кваренги и Росси». Феофан Грек относится к крупнейшим мастерам средневековья. Его работ, исполненные в Византии, не сохранились. Все известные его произведения были созданы на Руси и для Руси, где он прожил более тридцати лет. Он познакомил русских с высочайшими достижениями византийской духовной культуры, переживавшей в его время один из последних взлетов. Феофан Грек относится к крупнейшим мастерам средневековья. Его работ, исполненные в Византии, не сохранились. Все известные его произведения были созданы на Руси и для Руси, где он прожил более тридцати лет. Он познакомил русских с высочайшими достижениями византийской духовной культуры, переживавшей в его время один из последних взлетов. В Новгородской III летописи первая работа Феофана упоминается около 1378 года. Здесь говорится о росписи им новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине-улице В Новгородской III летописи первая работа Феофана упоминается около 1378 года. Здесь говорится о росписи им новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине-улице

Манера Феофана ярко индивидуальна, отличается экспрессивностью и темпераментом, свободой и разнообразием в выборе приемов. Форма подчеркнута живописна, лишена детализации. Он создает мир, полный драматизма, напряжения духа. Его святые суровые, отстраненные от всего вокруг. Стилю Феофана пытались следовать в Новгороде художники, расписывавшие церковь Федора Стратилата на Ручью, однако в целом индивидуальность мастера оказалась исключительной для Руси страны, далекой от духовного опыта Византии и искавшей свой путь. В любом случае иконы «Спас в силах», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Василий Великий», «Иоанн Златоуст» обнаруживают такие черты стиля и такое высокое техническое мастерство, которые позволяют предполагать здесь работу великого мастера. «Живопись Феофана это философская концепция в красках, притом концепция достаточно суровая, далекая от обыденного оптимизма. Суть ее составляет идея глобальной греховности человека перед Богом, в результате которой он оказался почти безнадежно удаленным от него и может только со страхом и ужасом ожидать прихода своего бескомпромиссного и безжалостного судьи, образ которого с крайней суровостью взирает на грешное человечество из-под купола новгородского храма», - пишет исследователь русского средневекового искусства В.В. Бычков. В Новгородской III летописи первая работа Феофана упоминается около 1378 года. Здесь говорится о росписи им новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине-улице Манера Феофана ярко индивидуальна, отличается экспрессивностью и темпераментом, свободой и разнообразием в выборе приемов. Форма подчеркнута живописна, лишена детализации. Он создает мир, полный драматизма, напряжения духа. Его святые суровые, отстраненные от всего вокруг. Стилю Феофана пытались следовать в Новгороде художники, расписывавшие церковь Федора Стратилата на Ручью, однако в целом индивидуальность мастера оказалась исключительной для Руси страны, далекой от духовного опыта Византии и искавшей свой путь. В любом случае иконы «Спас в силах», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Василий Великий», «Иоанн Златоуст» обнаруживают такие черты стиля и такое высокое техническое мастерство, которые позволяют предполагать здесь работу великого мастера. «Живопись Феофана это философская концепция в красках, притом концепция достаточно суровая, далекая от обыденного оптимизма. Суть ее составляет идея глобальной греховности человека перед Богом, в результате которой он оказался почти безнадежно удаленным от него и может только со страхом и ужасом ожидать прихода своего бескомпромиссного и безжалостного судьи, образ которого с крайней суровостью взирает на грешное человечество из-под купола новгородского храма», - пишет исследователь русского средневекового искусства В.В. Бычков. В Новгородской III летописи первая работа Феофана упоминается около 1378 года. Здесь говорится о росписи им новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине-улице

Троица. Роспись Троицкого придела в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Фреска

Новгородцам очень понравилась сделанная Феофаном роспись церкви Преображения на Ильиной улице. Художник стал «модным», и его пригласили в великокняжескую Москву. Здесь Феофан расписал церковь Рождества Богородицы (1395), Архангельский (1399) и Благовещенский (1405) соборы. Он также выполнил несколько частных заказов. Новгородцам очень понравилась сделанная Феофаном роспись церкви Преображения на Ильиной улице. Художник стал «модным», и его пригласили в великокняжескую Москву. Здесь Феофан расписал церковь Рождества Богородицы (1395), Архангельский (1399) и Благовещенский (1405) соборы. Он также выполнил несколько частных заказов. На феофановских фресках святые предстают перед зрителем полными внутреннего движения и драматизма. На их лицах читаются мука, душевная неуравновешенность, сомнение, страстное стремление к совершенству, к Богу. В них и чувствуется суровая, грозная сила. На феофановских фресках святые предстают перед зрителем полными внутреннего движения и драматизма. На их лицах читаются мука, душевная неуравновешенность, сомнение, страстное стремление к совершенству, к Богу. В них и чувствуется суровая, грозная сила. Феофан владел также искусством украшения книг, был «книги изографом нарочитым». Общий красно-коричневый тон, темные контуры, складки одежд, образующие подобные молнии зигзаги, виртуозно брошенные (как раз в нужном месте, в нужном количестве) белильные «движки». И в результате нервная, динамичная живопись, передающая во всей их реальности не самих людей, а людские страсти, сомнения, раздумья, порывы. Эта реальность страстей и прельщала новгородцев. Смелое вхождение Феофана в новгородскую школу живописи явилось для нее живительной встряской. Гений Феофана разбудил в русской живописи волю к раскрепощению, к свободе. Феофан владел также искусством украшения книг, был «книги изографом нарочитым». Общий красно-коричневый тон, темные контуры, складки одежд, образующие подобные молнии зигзаги, виртуозно брошенные (как раз в нужном месте, в нужном количестве) белильные «движки». И в результате нервная, динамичная живопись, передающая во всей их реальности не самих людей, а людские страсти, сомнения, раздумья, порывы. Эта реальность страстей и прельщала новгородцев. Смелое вхождение Феофана в новгородскую школу живописи явилось для нее живительной встряской. Гений Феофана разбудил в русской живописи волю к раскрепощению, к свободе.

Иконы Феофана