РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ - ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ -Технология иконописи -ИКОНОСТАС - ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ТИПЫ ХРИСТА, БОГОМАТЕРИ, СВЯТЫХ -ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ РУБЛЁВА, ФЕОФАНА ГРЕКА, ДИОНИСИЯ
«Древнерусские иконописцы с поразительной ясностью и силой воплотили в образах и красках то, что наполняло их душу, - видение иной жизненной правды и иного смысла мира». из статьи кн. Трубецкого «Умозрение в красках» В чём вы видите разницу религиозной и светской живописи?
«ИКОНА» - (гр. – eikon) – образ. Задача религиозной живописи – воплотить слово в образы христианского вероучения. Все виды живописных техник: мозаика, фреска, миниатюра, иконопись в религиозной живописи подчинены единой цели – раскрытию христианских истин. Икона – священный предмет, выполняющий роль посредника между человеком и богом.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ИКОНОЙ Иконы писали на досках, соединённых с помощью шпонок (брусков). Доски просушивали и покрывали левкасом (смесь клея и мела). Переводили рисунок. Золотили фон и венцы святых. Писали ризы (одежды) и пейзаж – «доличное письмо». Писали лики и открытые части тела – «личное письмо». Иконы писали темперой – пигмент (цветные глины, минералы), замешанный на яйцах или казеине (сыворотке молока). Готовую икону покрывали олифой (растительным маслом). Иконы писали по принципу обратной перспективы, то есть точка схода всех объектов была на молящемся, стоящем перед иконой. «Обратная» перспектива характеризуется соединением нескольких точек зрения на объект, заключенных в общем пространстве. В «обратной» перспективе - в отличие от «прямой» - то, что находится сзади, остается в прежних размерах, а чаще всего увеличивается. Предметы как бы разворачиваются нам навстречу разными гранями, и зритель чувствует себя одновременно видящим сверху, снизу и с разных сторон.
ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
деисус с архангелами и апостолами праздничный чин Богоматерь и Ветхозаветные пророки праотцы святители Царские врата Христос и святой храма Богоматерь и наиболее чтимые святые Иконостас Успенского собора Московского Кремля местный распятие
По преданию первой иконой был Убрус – полотенце, на котором отпечатался лик Христа – Спас Нерукотворный. На Руси к иконам относились благоговейно. Из не покупали и не продавали – лишь выменивали. Их нельзя было выбросить или сжечь. Старые иконы закапывали в землю или пускали по реке. Иконы спасали от пожаров первыми и выкупали из плена. Избавление от несчастий связывали прежде всего с чудотворным действием икон.
Иконографические типы Христа
1.Спас Нерукотворный. Икона. Новгород. XII в. один из основных типов изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе. Христос изображён в возрасте Тайной вечери. На Руси сложился особый вид Нерукотворного Образа «Спас Мокрая брада» изображение, в котором борода Христа сходится в один тонкий кончик.
2.Спас Вседержитель (Пантократор). Мозаика в соборе св. Софии в Константинополе. XII в. Мозаика Вседержитель или Пантократор (греч. παντοκρατωρ всевластный) образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию.греч. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благославляющем жесте.троне Евангелие Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.куполахрама
3. Спас в силах. Христос – судья. Красный квадрат – земля,синий овал – мир духовный, красный ромб – мир невидимый. Икона из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Феофан Грек (?). Конец XIV в.Феофан Грек 4. Спас Эммануил. Симон Ушаков Симон Ушаков Спас в силах, центральная икона в традиционном русском иконостасе. Христос восседает на троне в окружении ангельского сонма «Сил Небесных».ангельского Спас Эммануил, Еммануил иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте, часто с книгой в руке.
5.Архиерей Великий. Икона. Конец XVII в. изображение Христа в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву самого себя. 6.Не рыдай Мене, Мати. Икона. Конец XVIII первая четверть XIX в. иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе 8.Благое Молчание. Икона. Иван Дьяконов (?). XVII в. Изображение Христа до прихода к людям (воплощения) в виде крылатого юноши с восьмиконечным нимбом. нимбом 7.Добрый Пастырь. Икона. Греция. XX в. Спаситель изображён в виде пастуха, окружённого овцами, либо с заблудшей овцой за плечами.
Типы икон Богородицы
Иконографический тип Оранта. Или «Знамение»Оранта Икона Великая Панагия. Ярославль. Около 1218 г Ора́нта (от лат. orans молящийся) один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.лат.Богоматеримолитвы
2. Елеуса (греч. Ελεούσα милующая от έλεος сострадание, сочувствие), Умиление один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.греч.Божией Матери иконописиХристом Донская икона. Феофан Грек 1392 г. ГТГ Феофан Грек Владимирская иконаВладимирская икона Божией Матери. Византия. XII в.
3. Одиги́трия (греч. Οδηγητρια Указующая Путь), Путеводи́тельница один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой держит свитокгреч.БогоматериХристос Смоленская Одигитрия Одигитрия из музея им. Андрея Рублёва
ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ РУБЛЁВА, ФЕОФАНА ГРЕКА, ДИОНИСИЯ
ФЕОФАН ГРЕК (1340-после1405) – византийский изограф, работал в Новгороде, Москве Феофан Грек, Донская икона Божей Матери
Фрески Феофана Грека сохранились в соборе Спаса на Ильине улице в Новгороде, 1378 г.
Особенности стиля: -Красно-коричневая гамма, -«оживки» белилами -скрытая внутренняя энергия образов, внешняя суровость, внутренняя сосредоточенность.
АНДРЕЙ РУБЛЁВ ( ) Основоположник московской художественной школы. Молодость провёл в Троице- Сергиевой лавре, был монахом. Жил В Андрониковом монастыре, похоронен там же Расписывал фрески и иконостас для Благовещенской церкви Московского Кремля. (всё погибло) 1408 – расписывал заново Успенский собор во Владимире («Страшный суд», купол,своды) и иконостас для собора. В Звенигороде были найдены три иконы из деисусного чина. Незадолго до смерти расписал Троицкий собор Троице- Сергиева монастыря ( не сохранились), но сохранилась икона «Троица». Причислен к лику святых. Спас из Звенигородского чина.
Особенности стиля: - Плавный, спокойный ритм линий, - округлые, непрерывные линии, -любимая краска – «голубец» сине-голубая лазурь, -Внутренняя мудрость, красота образов - Выразительные жесты иконы Звенигородского чина: архангел Михаил, апостол Павел
Св. Троица. Андрей Рублёв г
ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ Гора – духовное восхождение Дерево – древо жизни, вечная жизнь Палаты – новостроительство, символ гармоничного строения Чаша – знак судьбы и жертвенности Круг – единство Св. Троица. Андрей Рублёв г – самая совершенная икона в истории древнерусской живописи.
Дионисий. Архангел. Фрагмент фрески церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря ДИОНИСИЙ (ок ) -не был монахом; - написал 87 образов для Иосифо- Волоколамского монастыря (не сохранились). - в 1482 писал иконы для Успенского собора Московского Кремля. Особенности стиля: -Удлинённые пропорции фигур, - яркие цвета фресок, - преимущественно светлые нежные краски в иконах, -легкие, как бы парящие в небе, невесомые образы, - музыкальность, нарядность
Собор украшен фресками, прославляющими Богоматерь, снаружи и внутри. Дионисий писал вместе с сыновьями.
ЖИТИЙНАЯ ИКОНА – рассказ о жизни святого. Читается, как книга слева направо, сверху вниз. В центре иконы – изображение святого, по краям клеймы (сцены из жизни) Дионисий. Алексий Метрополит, с житием, XVI век, Москва. Дионисий. Распятие, 1500, Москва.