Икона «Троица» Андрея Рублева из собрания ГТГ. Презентация ученика 8 класса «Г» Краснова Артема. Руководитель – Михайловская Н.А.
Икона «Троица» Троица – икона, написанная Рублевым приблизительно в 1410 г. На иконе изображена Троица Ветхозаветная, сюжетно восходящая к библейской книге «Бытие». Находилась в Троицком соборе Сергиева монастыря, построенном в 1411 г. Создана в память Сергея Радонежского, одного из главных вдохновителей Куликовской битвы. Его поступки способствовали объединению князей и прекращению междоусобиц.
Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря Построен в 1411г Расписан Рублевым и Даниилом Черным приблизительно в 1420 г. И в его иконостас попало множество икон Рублева, в том числе «Троица». Храм является также усыпальницей и надгробным памятником Сергию Радонежскому, учителю и наставнику Рублева.
Композиция Троицы На иконе должна быть изображена библейская сцена, когда три ангела возвещают о будущем сыне Авраама. Ангелы олицетворяют собой триединство Божие: Бог сын; Бог отец; Бог дух святой. Три ангела сидят за жертвенным столом, благословляя чашу. Сама композиция также напоминает форму чаши, а если провести линию между руками и головами ангелов, то получится круг – идеальная фигура.
Символика предметов У каждого из 3 ангелов в руках по посоху. И каждый посох на что-то указывает. Трость Святого Духа указывает на гору, по чему и можно узнать, что это и есть «горний» святой дух. Трость Бога Отца указывает на деревце, что символизирует древо познания. Трость Бога Сына указывает на домик, символизирующий храм, в колоннах которого зашифровано слово Иисус Христос.
Символика жестов Теперь обратим внимание на чашу и руки ангелов Чаша – жертвенная - в ней находится жертва. Бог Отец благословляет чашу, тем самым принося в жертву своего сына, при этом голова его нежно повернута к нему. Святой дух тоже благословил чашу и уже убирает руку, как знак окончательного решения. Бог Сын принял их решение и уже убрал руку.
Цвет Рублев использует мягкие нежные цвета, создавая настроение умиртворенности и тихой радости. В одежде Бога Отца очень яркий акцент пурпурного хитона – цвет царской власти. В одежде Святого Духа – первая зелень весны и голубизна неба. Бог Сын одет в терракотовый плащ, накинутый на голубой хитон. Это цвет земли и намек на его страдания.
Вывод Эта икона как будто излучает любовь, нежность и покой. Она пробуждала в русских людях чувство единства и родства. Таким образом, это не просто великое произведение искусства, но и мощная политическая сила, способствующая объединению Руси.
Информационные источники Экскурсия по Третьяковской галерее. В.В.Аристова «Древнерусское искусство XII – XVII веков». М., Картинка с сайта