Районный семинар для заместителей директоров по УВР, курирующих начальную школу Специфика построения учебно- воспитательного процесса в начальных классах общеобразовательной школы в условиях инклюзии
«В целях реализации права каждого человека на образование… создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья….в том числе посредством организации инклюзивного образования » Пункт 5 статьи 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
НОРМАТИВНАЯ БАЗА Федеральный закон от ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 18). Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от р "Об утверждении Концепции образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт- Петербурга« Письмо Минобрнауки РФ от N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами". Письмо Минобразования РФ от N 27/ «О Методических рекомендациях по организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении». Закон СПб от 31 января 2003 года 11-1 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан с ограничениями жизнедеятельности по реализации права на образование в Санкт-Петербурге" (принят Законодательным Собранием СПб ) Постановление Правительства Санкт-Петербурга "О реализации Закона Санкт-Петербурга "Об общем образовании в Санкт-Петербурге" 1649 от
КОНЦЕПЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Долгосрочная стратегия, рассматриваемая как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. В основе практики этого вида обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого обучающегося. Акцент на разработку индивидуальной образовательной программы. Не вытесняет традиционные формы эффективной помощи детям-инвалидам, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании. Не противопоставляет, а сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.
ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ОУ Анализ образовательных потребностей различных категорий детей и разработка соответствующих методических рекомендаций; Разработка новых образовательных результатов обучающихся и выработка системы их оценивания; Создание в образовательных учреждениях новой образовательной среды в соответствии с новым ФГОС и с учетом образовательных потребностей всех обучающихся Разработка и внедрение новых технологий обучения, позволяющих педагогам инклюзивной практики успешно учить на школьном уроке всех детей без исключения
Система организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе в условиях инклюзии: от «Школы для всех» к «Школе для каждого» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 688 Приморского района Санкт- Петербурга
ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Создание нормативно-правовой базы в школе Создание инклюзивной социо-культурной среды Создание доступной среды для образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ Организация образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии Организация медико-психолого-педагогического сопровождения Организация взаимодействия с родителями как заказчиками гос. услуги Организация взаимодействия с внешними организациями
НАШИ ПРИОРИТЕТЫ Личностно- ориентированная МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Творческий подход Реализация интересов ребенка Инновационные технологии
ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА Наличие креативного лидера, руководителя, принимающего философию инклюзии, имеющего активную жизненную позицию по отношению к реализации права всех детей на получение доступного и качественного образования; Наличие в образовательном учреждении принимающей атмосферы, то есть такой системы отношений, при которой основной ценностью является каждый участник образовательного процесса с его индивидуальными возможностями и качествами; Командный стиль деятельности в педагогическом и родительском коллективе, отлаженное междисциплинарное взаимодействие.
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА Уже на первых этапах реализации инклюзивного образования остро встает проблема неготовности учителей массовой школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов. В нашей школе это больше не проблема: 4 специалиста, включая директора школы, прошли обучение в МГППУ по программе специфики реализации инклюзивного обучения, в школе работают 2 специалиста с медицинским образованием, 6 специалистов с дефектологическим образованием.
НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Обеспечение учителей, реализующих инклюзивную практику, технологиями работы с учащимися, позволяющими создать оптимальные условия для выработки позитивного отношения к детям с ОВЗ и развития продуктивного взаимодействия детей друг с другом; Обеспечение успешной инклюзии учащихся с ОВЗ в общеобразовательные классы предполагает планирование гибких занятий, на которых используется дифференцированный способ обучения изначально для всех учащихся класса с использованием индивидуальных образовательных планов, разработанных для детей с ОВЗ.
КОМПЛЕКСНЫЙ ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД воспитание развитие обучение
ГБОУ школа 688 – участник Международной конференции «Равные и разные», Городской конференции "Инклюзивное образование в Санкт- Петербурге: проблемы и пути их решения", член Санкт-Петербургской коалиции «Образование для всех», участник Всероссийского конкурса инклюзивных школ «Образование для всех» СОТРУДНИЧЕСТВО С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
ПРОЕКТ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» Завершен комплекс мер, в рамках реализации Федеральной программы 2012 года по обеспечению безбарьерной среды для обучающихся с ОВЗ в части реализации мероприятий по формированию в Санкт- Петербурге сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития
ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 30 педагогов прошли обучение на курсах внедрения технологии ДО при обучении детей-инвалидов Обучающиеся с ОВЗ постоянно участвуют в городских дистанционных видеоконференциях на портале «Петербургское образование» Уроки, консультации и внеурочная деятельность организуются с применением современных информационных технологий на базе новейших лабораторий Родителям предоставлена возможность получения on- line консультаций Создан школой и успешно функционирует самостоятельный интернет-ресурс дистанционного обучения
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ЛФК
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА Текущая диагностика школьной адаптации обучающихся с ОВЗ Предупреждение конфликтных ситуаций в инклюзивных классах Координация воспитательной работы в аспекте формирования толерантного отношения Консультирование родителей обучающихся Мониторинг эмоционального комфорта Контроль соблюдения принципов инклюзии и здоровьесбережения
СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛОГОПЕДА Первичная диагностика уровня речевого развития Мониторинг коммуникативной культуры речи В случае выявления проблем – включение в группу логопункта Профилактика дисграфии, коммуникативной изоляции
НАПРАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Программа по формированию коммуникативных навыков; Программа по формированию социально-бытовых навыков; Программа формирования начальных профессиональных навыков Программа по информационным технологиям Программы художественно-эстетического цикла Программа по трудовому воспитанию
Внеурочная деятельность
ПАРАМЕТРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ Цикл занятий в Центральной детской библиотеке Приморского района Экскурсионные образовательные программы Проектная деятельность в рамках ФГОС по предмету «окружающий мир» Участие в школьном туре конкурса чтецов в рамках подготовки к фестивалю «Творческие надежды» Выступление на ежегодном Районном фестивале детского творчества «Лучик надежды» в ТЦ «Капитолий»
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Школа традиционно сотрудничает с музеями, образовательными и спортивными центрами, библиотеками Санкт-Петербурга, с районным ДДЮТ и Центром семьи, стремясь обеспечить максимальную интеграцию всех обучающихся в образовательный процесс на всех его этапах
РАЙОННЫЙ КОНКУРС «Творческие надежды» для учащихся с ОВЗ Школа на протяжении 11 лет является организатором, ставшего традиционным творческого конкурса для обучающихся с ОВЗ Приморского района Санкт-Петербурга
«Лучик надежды » Благотворительная акция - фестиваль
УЧЕБНЫЙ ПЛАН Предметные области Учебные предметы Количество часов в год Количеств о часов в неделю ФилологияРусский язык1655 Литературное чтение1324 Иностранный язык00 Математика и информатика Математика1324 Обществознание и естествознание (окружающий мир) Окружающий мир (Человек, природа, общество) 662 Искусство Музыка Изобразительное искусство Технология 331 Физическая культура 993 Итого:69321 Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе 69321
РЕЖИМ ДНЯ – уроки завтрак – прогулка – обед – сон – полдник – внеурочная деятельность прогулка
«ШКОЛА ПОЛНОГО ДНЯ»
1-б класс (инклюзивный) наполняемостью 15 человек. Из них 4 обучающихся имеют статус ребёнка-инвалида (ДЦП)
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей) Организация деятельности и сотрудничества в малых группах Обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала) Организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным Обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях Организация гибкого временного режима обучения Использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ Наличие тьюторов
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ Выработаны критерии оценивания достижений каждого ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальным учебным планом Обеспечена и реализуется возможность самооценивания Используется критериальный, дифференцированный подход при оценивании компетенций ребенка в соответствии с его индивидуальным учебным планом
ОЛИМПИАДЫ, КОНКУРСЫ, ПРОЕКТЫ
1-а класс (охраны зрения) наполняемостью 11 человек. Из них 2 обучающихся имеют статус ребёнка-инвалида по зрению.
Положение о классах «Охраны и восстановления зрения у детей с функциональными расстройствами», приложение к приказу Комитета по образованию СПб от Инструктивное письмо Минобразования РФ от «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» Письмо Минобразования РФ от / «О методических рекомендациях по организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении» НОРМАТИВНАЯ БАЗА
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Организуются для детей с функциональными нарушениями зрительного анализатора (амблиопией и косоглазием), прошедшие курс лечения и восстановления зрительных функций в специализированном детском саду или кабинете охраны зрения при детских поликлиниках Период обучения – с 7 до 11 лет Зачисление – по направлению ПМПК Наполняемость – человек Режим пребывания – «школа полного дня» Образовательный процесс – в соответствии с уровнем общеобразовательной программы I ступени Психолого-медико-педагогическое сопровождение педагогического процесса
СПЕЦИФИКА ПОСТРОЕНИЯ УВП Максимально допустимая недельная нагрузка – 21 час Продолжительность учебной недели – пятидневная Продолжительность уроков – 35 минут Включение в режим дня дневного сна и прогулки Индивидуальные и фронтальные занятия по развитию зрительного восприятия, ЛФК во второй половине дня Централизованный плановый осмотр (2 раза в год) врачом-офтальмологом Проведение диагностических исследований и контрольных срезов для определения динамики развития, коррекции и компенсации
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ