Познавательные универсальные учебные действия СТАРИКОВА А.В. педагог-психолог.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Advertisements

Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Чебан Н. И.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Формирование универсальных учебных действий как одно из условий повышения качества образования.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Учитель начальных классов Мартынова О.А.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Формирование универсальных учебных действий в процессе реализации ФГОС ОО «Великая цель образования – это не знания, а действия» Г.Спенсер Заседание методического.
« Великая цель образования – это не знания, а действия ». Герберт Спенсер.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СТАНДАРАХ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СТАНДАРАХ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ По материалам.
Универсальныеучебные действия (УУД) Универсальныеучебные Педагог – психолог МБОУ СОШ 3 поселка Эльбан Процкая Ольга Юрьевна.
Универсальные учебные действия (УУД) и компетентность учащихся Универсальные учебные действия (УУД) и компетентность учащихся МБОУ СОШ 12.
Статья по теме: «Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке немецкого языка»
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе Подготовила : учитель иностранного языка МБОУ ООШ 25 Трофимова С.В.
Семинар Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников Формирование универсальных учебных действий гимназия «Пеленг» 2012.
Транксрипт:

Познавательные универсальные учебные действия СТАРИКОВА А.В. педагог-психолог

Универсальные учебные действия способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. (Асмолов А.Г.)

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. УУД определяют эффективность образовательного процесса - усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Методологические основы УУД Культурно-историческая теория Л.С. Выготского Использование основной мысли о интериоризации и становлении натуральных психических функций в высшие при взаимодействии со взрослым. Важность обучение. Зона ближайшего развития. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева Использование представлений о структуре деятельности (деятельность – мотив, действие – цель, операция - условие). Действие - процесс, направленный на реализацию цели, где цель - это образ желаемого результата. Деление действий на операции. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина Использование основных представлений о процессе формирования действий. Этапы и условия формирования универсальных действий. (продолжали традиции Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.)

Виды универсальных учебных действий УУД Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные

Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Познавательные универсальные учебные действия Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели - структурирование знаний - умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи - действие со знаково- символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование) - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели Логические действия - выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; - синтез как составление целого из частей; - подведение под понятия, распознавание объектов; - выявление родо- видовых и ситуативно существенных признаков; - выдвижение гипотез и их доказательство Постановка и решение проблемы - формулирование проблемы; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Познавательные УУД в начальной школе Основные особенности младшего школьного возраста: Ведущая деятельность – учебная (направлена на усвоение системы научных понятий, коренным образом трансформирующих сознание ребенка и все его психические функции (Л. С. Выготский)). Состоит из Мотивов (движут учеников познавать и учиться); Учебных задач (направлены на анализ ребенком условий происхождения теоретических понятий и на овладение соответствующими обобщенными способами действий); Учебных действий (с их помощью решается учебная задач); Учебные операции (из них состоят действия, вначале обучения имеют развернутый вид – лучше усваивается способ действия);

Учебное действие Преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения к рассматриваемой системы; Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и знаковой форме; Преобразование модели отношения для изучения его свойств в чистом виде; Выделение и построение серии конкретно- частных задач, решаемых общим способом; Контроль за выполнением предыдущих действий; Оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Уровни сформированности учебных действий Отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности; Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем; Неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач;

Уровни сформированности учебных действий Адекватный перенос учебных действий; Самостоятельное построение учебных целей; Обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи.

Развитие младших школьников Центральная линия развития – интеллектуализация и формирование опосредствованности и произвольности всех психических процессов. Центральными новообразованиями являются словесно-логическое мышление, вербальное дискурсивное мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь.

Развитие младших школьников Формируются психологические компоненты: Анализ; Рефлексия; Планирование (реализацию внутреннего плана действий); Способность к генерализации отношений в образной форме в восприятии.

Познавательные УУД в средней школе (исследовательские и проектные действия) Внедрение новых форм работ в учебную деятельность связано со спецификой развития учеников в подростковом возрасте.

Особенности подросткового возраста Освоение «новой телесности», связанной с процессами полового созревания, формирование полоролевой идентичности и телесного образа Я; Развитие абстрактного мышления; Приобретение навыков межличностного общения, вхождение в группу сверстников;

Особенности подросткового возраста Становление новых отношений в семье на основе освобождения от родительской опеки, автономии и независимости; Выработка жизненной философии и системы ценностей; Постановка задач будущего в области карьеры и образования.

Познавательная сфера подростков Расширение применения учебных действий, которым обучались школьники в начальной школе; Развитие обобщения на более широком уровне; Развитие прогностичности (умение видеть перспективу и будущее).

Проектная и исследовательская деятельность Направлена на Создание продукта, значимого для других (наличие социальных мотивов); Реализацию потребностей учащихся в общении со значимыми группами одноклассников, учителей; Сочетание различных видов познавательной деятельности (внедрение новых видов деятельности как средство повышения мотивации обучения).

Важно понимать: Значимость формирования универсальных учебных действий (преемственность УУД: от начальной школы к средней и старшей, от старшей к высшему образованию); Связь уровня формирования УУД с познавательной мотивацией (не хочет не умеет); Связь всех видов УУД между собой. (рассматривать ученика как единое целое)

Спасибо за внимание!