Познавательные универсальные учебные действия СТАРИКОВА А.В. педагог-психолог
Универсальные учебные действия способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. (Асмолов А.Г.)
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. УУД определяют эффективность образовательного процесса - усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Методологические основы УУД Культурно-историческая теория Л.С. Выготского Использование основной мысли о интериоризации и становлении натуральных психических функций в высшие при взаимодействии со взрослым. Важность обучение. Зона ближайшего развития. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева Использование представлений о структуре деятельности (деятельность – мотив, действие – цель, операция - условие). Действие - процесс, направленный на реализацию цели, где цель - это образ желаемого результата. Деление действий на операции. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина Использование основных представлений о процессе формирования действий. Этапы и условия формирования универсальных действий. (продолжали традиции Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.)
Виды универсальных учебных действий УУД Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные
Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Познавательные универсальные учебные действия Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели - структурирование знаний - умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи - действие со знаково- символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование) - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели Логические действия - выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; - синтез как составление целого из частей; - подведение под понятия, распознавание объектов; - выявление родо- видовых и ситуативно существенных признаков; - выдвижение гипотез и их доказательство Постановка и решение проблемы - формулирование проблемы; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Познавательные УУД в начальной школе Основные особенности младшего школьного возраста: Ведущая деятельность – учебная (направлена на усвоение системы научных понятий, коренным образом трансформирующих сознание ребенка и все его психические функции (Л. С. Выготский)). Состоит из Мотивов (движут учеников познавать и учиться); Учебных задач (направлены на анализ ребенком условий происхождения теоретических понятий и на овладение соответствующими обобщенными способами действий); Учебных действий (с их помощью решается учебная задач); Учебные операции (из них состоят действия, вначале обучения имеют развернутый вид – лучше усваивается способ действия);
Учебное действие Преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения к рассматриваемой системы; Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и знаковой форме; Преобразование модели отношения для изучения его свойств в чистом виде; Выделение и построение серии конкретно- частных задач, решаемых общим способом; Контроль за выполнением предыдущих действий; Оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Уровни сформированности учебных действий Отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности; Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем; Неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач;
Уровни сформированности учебных действий Адекватный перенос учебных действий; Самостоятельное построение учебных целей; Обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи.
Развитие младших школьников Центральная линия развития – интеллектуализация и формирование опосредствованности и произвольности всех психических процессов. Центральными новообразованиями являются словесно-логическое мышление, вербальное дискурсивное мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь.
Развитие младших школьников Формируются психологические компоненты: Анализ; Рефлексия; Планирование (реализацию внутреннего плана действий); Способность к генерализации отношений в образной форме в восприятии.
Познавательные УУД в средней школе (исследовательские и проектные действия) Внедрение новых форм работ в учебную деятельность связано со спецификой развития учеников в подростковом возрасте.
Особенности подросткового возраста Освоение «новой телесности», связанной с процессами полового созревания, формирование полоролевой идентичности и телесного образа Я; Развитие абстрактного мышления; Приобретение навыков межличностного общения, вхождение в группу сверстников;
Особенности подросткового возраста Становление новых отношений в семье на основе освобождения от родительской опеки, автономии и независимости; Выработка жизненной философии и системы ценностей; Постановка задач будущего в области карьеры и образования.
Познавательная сфера подростков Расширение применения учебных действий, которым обучались школьники в начальной школе; Развитие обобщения на более широком уровне; Развитие прогностичности (умение видеть перспективу и будущее).
Проектная и исследовательская деятельность Направлена на Создание продукта, значимого для других (наличие социальных мотивов); Реализацию потребностей учащихся в общении со значимыми группами одноклассников, учителей; Сочетание различных видов познавательной деятельности (внедрение новых видов деятельности как средство повышения мотивации обучения).
Важно понимать: Значимость формирования универсальных учебных действий (преемственность УУД: от начальной школы к средней и старшей, от старшей к высшему образованию); Связь уровня формирования УУД с познавательной мотивацией (не хочет не умеет); Связь всех видов УУД между собой. (рассматривать ученика как единое целое)
Спасибо за внимание!