Современный подход к организации модели предшкольного образования в условиях обеспечения преемственности между системой учебников «Начальная школа ХХI века» и программой обучения и развития «Предшкольная пора» ( под ред.Н.Ф.Виноградовой) Рожкова М.В., начальник отдела дошкольного и начального образования ИЦ «ВЕНТАНА- ГРАФ», канд.пед.наук
РАЗВИТИЕ – процесс формирования личности, как социального качества индивида в процессе воспитания и социализации ОБУЧЕНИЕ – целенаправленный процесс передачи знаний, умений, навыков, накопленного опыта подрастающему поколению НЕПРЕРЫВНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ – наличие последовательной цели учебных задач на всем протяжении образовательного процесса, обеспечивающих постоянное продвижение вперед на каждом из последовательных временных отрезков ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ – построение единой содержательной линии педагогической деятельности обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка и его успешный переход на следующую ступень образования
…каждый возраст, если он полноценно прожит, заканчивается определенными характеристиками психического развития ребенка (называющимися психологическими новообразованиями), на которых строится развитие в следующем возрасте…
Преемственность в системе дошкольного и начального общего образования Ориентировка на интеллектуальные ЗУНы Формирование у дошкольников качеств необходимых для овладения учебной деятельностью – ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, ИНИЦИАТИВНОСТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ…
Результаты эксперимента по изучению готовности первоклассников к обучению в школе На основе системы разработанных показателей был оценен уровень готовности первоклассников к обучению в школе, изучен социально-педагогический фон, характеризующий особенности начала обучения в школе в общеобразовательных учреждениях 8 регионов.
Задания педагогической диагностики готовности к школе Задание 1 Задание2 Задание 3 Задание 4
Задания педагогической диагностики готовности к школе Задание 5 Задание 7 Задание 6
Анализ данных показал, что первоклассники, поступившие в школу, в основном владели первичными учебными навыками счета, чтения и письма 85,5 % детей знали большинство букв алфавита, 60,8% хорошо и очень хорошо читали отдельные слова, 42,2% хорошо и очень хорошо читали предложения, 59,3% хорошо и очень хорошо писали буквы, 41,4% хорошо и очень хорошо писали слова, 91,4% хорошо и очень хорошо узнавали цифры от 1 до 9, 89,4% хорошо и очень хорошо считали от 1 до 10 и обратно, 65,6% хорошо и очень хорошо складывали числа до 10. Особо низкий уровень готовности к школе связан, в первую очередь, с несформированностью предпосылок учебной деятельности. Кроме того, различия между регионами наиболее выражены именно по степени сформированности у детей предпосылок учебной деятельности.
Выводы исследования о готовности к школе общая психологическая готовность узко- предметные навыки Данные свидетельствуют о наличии явного дисбаланса между узко-предметной готовностью и сформированностью психологической готовности к обучению (в том числе и наличием предпосылок к учебной деятельности).
Преемственность в системе дошкольного и начального общего образования Ориентировка на интеллектуальные ЗУНы Наличие или отсутствие у ребенка знаний по определенным предметам Формирование у дошкольников качеств необходимых для овладения учебной деятельностью – ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, ИНИЦИАТИВНОСТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ… Связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы(целей, задач, содержания, методов, форм воспитания и обучения) на всех ступенях образования для обеспечения преемственности
Программа «Предшкольная пора» рекомендована Ученым советом Института содержания и методов обучения РАО разработаны авторским коллективом под руководством– члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Натальи Федоровны Виноградовой Система учебников «Начальная школа ХХI века»
Лидия Ефремовна Журова Куликова Татьяна А брамовна и Козлова Светлана Акимовна Салмина Нина Гавриловна
13 Примерная основная общеобразовательная программа «Предшкольная пора» разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Направлена на обеспечение равных стартовых возможностей для продолжения обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования. Предназначена для организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста в учреждениях дошкольного, начального общего и дополнительного образования. Программа обеспечивает общее психическое развитие ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах
14 Образовательная область ЗДОРОВЬЕ БЕЗПАСНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИЯ Образовательная область ТРУД ХУД.ТВОРЧЕСТВО Образовательная область ПОЗНАНИЕ Образовательная область КОММУНИКАЦИЯ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Учимсярисовать Играем и фантазируем
15 Раздел 1. Познаем других людей и себя Формирование знаний необходимых для осознания своей принадлежности к обществу, понимания самого себя, своих способностей и возможностей. Развитие умения управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить результаты с эталоном. Ознакомление ребенка со своим организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены. Воспитание доброжелательного, внимательного отношения к людям и окружающему миру, развитие навыков общения.
16 Раздел 2. Познаем мир Расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде; осознание характерных особенностей объектов природы ( внешний вид, передвижение, питание и др.); развитие познавательных интересов, умение использовать полученные знания в конкретной деятельности(речевой, изобразительной, художественной); усвоение правил поведения в природе и обществе; подготовка к изучению предметов начальной школы «Математика», «Окружающий мир» через выделение математических характеристик предметов окружающего мира.
17 Раздел 3. Учимся думать, рассуждать, фантазировать Осознание детьми некоторых доступных связей(причинных, временных, последовательных)между предметами и объектами окружающего мира. Развитие моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного и логического мышления. Обеспечение специальной подготовки к учебным предметам начальной школы – к «Русскому языку», «Математике», «Окружающему миру».
18 Раздел 4. Учимся родному языку Обогащение активного словаря ребенка, развитие связной речи; формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ- рассуждение; осуществление специальной подготовки к изучению русского языка в школе, обучение грамоте и подготовка руки к письму; развитие фантазии, воображения, словесного творчества.
19 Раздел 5. Учимся рисовать Развитие графической деятельности детей - рисование, копирование образцов ( букв, цифр, геометрических фигур и др.). Формирование пространственной ориентировки; умения анализировать форму предмета, изображение, развитие воображения. Освоение ряда специфических средств художественной выразительности.
Раздел 6. Играем и фантазируем Развитие воображения, предвидения. Развитие умений самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссерских, театрализованных. Использование компонентов игры для развития предпосылок учебной деятельности(принятие и удержание учебной задачи, самостоятельный выбор средств для достижения результата, точное выполнение инструкции (правила игры).
Реализация преемственности планируемых результатов формирования УУД (дошкольное и начальное общее образование) Раздел Учимся думать, рассуждать, фантазировать Планируемые результаты дошкольного образованияТребования к метапредметным результатам освоения ООП НОО Формирование предпосылок познавательных УУД: - классификация (объединение по группам) -анализ (выделение признака из целого объекта) -сравнение (выделение признака из ряда предметов) -обобщение (выделение общего признака из ряда объектов) -синтез (объединение в группы по одному (двум) признакам -сериация (установление последовательных взаимосвязей Познавательные УУД (логические): -подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; - анализ, синтез, сравнение, сериация; - классификация по заданным критериям; - установление аналогий; -установление причинно-следственных связей; - построение рассуждения; - обобщение.
Сериация - это логическая операция, целью которой является выделение закономерностей изменения признаков предметов в группах (т. е. сериях) и выстраивание ряда из групп (серий) по этим признакам (повторение серий два, три и более раз) Реализация посредством пособий:
Выстраивание ряда из групп предметов
"Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться." Л. А. Венгер, А. Л. Венгер
Сайт
Большое спасибо за внимание! (сайт издательского центра Вентана – Граф) (электронный адрес методической службы издательского центра Вентана – Граф)