Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках окружающего мира в начальной школе. Забелина Л. К. МОУ Соловьевская основная общеобразовательная школа
ТРКМЧП « Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить » Эдисон
Для чего ребенок приходит в школу ? Чтобы учиться !
Что такое « критическое мышление » « Критическое мышление – система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью » И. О. Загашев
Критическое мышление Д. Клустер Это мышление самостоятельное Это мышление обобщенное Это мышление проблемное и оценочное Это мышление аргументированное Критическое мышление есть мышление социальное
Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте Умение применять информацию в жизни Совместный поиск решения проблем Не присвоение « готового» знания, а конструирование своего Отказ от использования обобщений клише «Партнерские» отношения между педагогом и обучаемым
Какими вы хотите видеть своих учеников на уроке : Такими? или
Федеральный государственный образовательный стандарт Устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования : личностным ; метапредметным ; предметным.
Компетентностный подход Компетентностно – ориентированные задания СОТ
У каждого свой личный опыт, свои интересы, способности …
Ребенок учится лучше и научится большему, когда он изучает то, что соответствует его интересам и потребностям.
Ребенок учится лучше и научится большему, когда он изучает то, что соответствует его возможностям.
Ребенок учится лучше и научится большему, когда в процессе обучения он может активно использовать имеющийся у него личный опыт.
Ребенок учится лучше и научится большему, если он может реализовать свои знания и опыт в активной деятельности
ТРКМЧП З Д. КлустерЗагашев И. О. Ч. ТемплЗаир – Бек С. И. Д. Стил Муштавинская И.В. К. Мередит Трифонова Е. А. Д. Огл Генике Е. А. Основоположники ТРКМЧП
Как научить ?
Цели и задачи ТРКМЧП Цель : развитие критического мышления путем интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Задачи : повышение интереса к процессу обучения ; развитие способностей к работе с информацией любой сложности ; формирование коммуникативных навыков ; воспитание ответственности за знание.
ТРКМЧП +
Базовая модель урока в ТРКМЧП ОСМЫСЛЕНИЕ Актуализация имеющихся знаний (представлений) ВЫЗОВ Побуждение интереса к теме Конструирование процесса изучения Получение новой информации Соотнесение новой информации с собственными знаниями Целостное осмысление и обобщение полученной информации Анализ всего процесса изучения материала РЕФЛЕКСИЯ РКМЧП
Приемы технологии РКМЧП Вызов : кластер ; корзина идей ; мозговой штурм ; верные – неверные утверждения ; перепутанные логические цепочки.
Приемы технологии РКМЧП Осмысление : « инсерт »; бортовые журналы ; таблица – ЗХУ ; таблица – синтез ; чтение с остановками.
Приемы технологии РКМЧП Рефлексия : концептуальная таблица ; хокку ; синквейн ; сочинение ; эссе.
Мы учимся !
Урок окружающего мира по теме « Тундра ». кластер тундра расположе ние климат экология растительный мир животный мир занятия населения
Синквейн. Тундра. Холодная, суровая. Приспосабливаются, выживают, развиваются. Условия для жизни живых организмов имеются, но ограниченные. Вечная мерзлота.
Урок окружающего мира по теме « Лесная зона ». прием « инсерт » « V » поставьте на полях «V», если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете. « +» поставьте « + » на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым. « ? » поставьте « ?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Концептуальная таблица. Линии сравнения Географическое положение Освещенность Почва Климат Растительный мир Животный мир Деятельность человека ТундраЛесная зона
Наши достижения
Уровень сформированности ключевых компетенций. Самоорганизационная : 1. Определение проблемы. 2. Целеполагание и планирование деятельности. 3. Применение технологий. 4. Планирование ресурсов. Коммуникативная : 5. Письменная коммуникация. 6. Диалог Информационная : 7. Планирование. 8. Извлечение перв. информации. 9. Сопоставление информации. 10. Обработка информации. 11. Анализ.
Список литературы. 1. И. О. Загашев, С. И. Заир – Бек « Критическое мышление : технология развития ». Пособие для учителя. СПб : Альянс « Дельта », 2003 г. 2. С. И. Заир – Бек, И, Муштавинская « Развитие критического мышления на уроке ». Пособие для учителя. М., 2004 г. 3. Бутенко А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление : метод, теория, практика. Учеб.- метод. пособие. М.: Мирос, Великанова А. В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара : Профи, Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии C Клустер Д. Что такое критическое мышление ?// Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, С Материалы Методической лаборатории « ТРКМЧП » Центра Развития Молодежи. /