Образовательные цели и задачи уроков физического практикума Казанцев М.Б., ГОУ ВПО «ЧелГУ», г. Челябинск, МОУ лицей 6 г. Миасс 2010
Физическое образование (профильный уровень) Основано на документах: –Стандарт среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень) – действующий с 2004 года; –Письмо МОиН Челябинской области от /3073 «О преподавании учебного предмета «Физика»... в учебном году».
Требования, рекомендации Усиление практической составляющей курса физики с целью: –развития у учащихся элементарных навыков пассивного и активного наблюдения природных явлений; –овладение учащимися культурой и приёмами работы с измерительными приборами; –развитие навыков анализа полученной информации;
Требования, рекомендации Необходимо формировать у учащихся целостные представления о методах физических исследований (экспериментальные и теоретические) в их сочетании и взаимодействии; Необходимо формировать у учащихся понятия о «модельном» подходе в изучении конкретных физических явлений, то есть видеть достоинства или недостатки выбранного метода проведения эксперимента.
Практическая деятельность при изучении курса физики Демонстрационный опыт; Лабораторный опыт; Лабораторная работа; Практическая работа (физического практикума).
Физический практикум Предполагает преимущественно самостоятельную деятельность обучаемого над поставленной экспериментальной задачей: –ознакомление с методом; –ознакомление с оборудованием; –обработка результатов; –анализ результатов.
Цели и задачи. Познавательная - знакомство с: –экспериментальным методом изучения природных явлений в реальной практической деятельности; –многообразием методов решения определённой экспериментальной задачи; –физическими приборами и методами работы с ними;
Цели и задачи. Мотивирующая – в целом, повышается интерес к изучению физики; может быть создана благодатная почва для обеспечения позитивной мотивации к изучению дисциплины.
Цели и задачи. Воспитательная: –соблюдение техники безопасности (учащиеся получают о ней «более реальные представления»); –получение представления о технической дисциплине и «культуре производства» (от оформления работ до построения межличностных отношений в группе);
Цели и задачи. Обучающая: –апробация методов обработки, анализа и предоставления результатов эксперимента (таблицы, графики и т. п.) –представление внятного (!!!) вывода о результатах эксперимента, где, помимо общего анализа результатов, должен присутствовать анализ используемого метода
Цели и задачи. Развивающая: –«нешаблонное» мышление; –осознание ограниченности используемой модели; –возможность предложения «иного» метода; –...
Цели и задачи. Основная задача: подготовить выпускника, имеющего представление и начальные навыки экспериментальной работы, адаптированного для изучения дисциплины на последующих этапах своего обучения (то есть – при получении профессионального образования)
Организация физпрактикума. Условия организации определяются техническими и кадровыми возможностями ОУ. По программе обучения физике на профильном уровне определено 40 часов (20 в 10-м и 20 в 11-м классах); При наличии часов – можно организовать в 9-м (10 часов)
Организация физпрактикума. Всего можно выполнить около 20 работ (10+10); Рекомендуемое время на одну работу – 2 ак. часа. Организация графика («вертушка»): готовится оборудование сразу из 10 работ, класс делится на звенья (оптимально – по 2 человека);
Организация физпрактикума. Необходимо вводное занятие с примерными темами: –методы обработки результатов измерений; –техника безопасности; –определение графика работ; –ознакомление с требованиями к оформлению работ и условиями сдачи;
Организация физпрактикума. Можно организовать завершающее занятие – сдачу работ. Некоторые работы можно выполнять фронтальным способом; Способным ученикам можно предлагать собирать установки из готовых комплектующих (при соответствующем контроле);
Организация физпрактикума. Из-за ограниченности по времени, необходимо организовать подготовку к работе дома (изучение методического указания, оформление заготовки отчёта, изучение инструкции к установке). Необходимо оценивать каждую (!) работу ученика.
Недостатки и трудности. Большие трудозатраты учителя: –подготовка методических указаний (или «раздаточного материала»); –со всеми работами заранее необходимо ознакомиться самому; –большой объём проверки (по окончании физпрактикума); –контроль над большим количеством объектов в процессе работы;
Недостатки и трудности. «Кадровый вопрос»: –необходимость в компетентном лаборанте, разбирающемся в постановке опытов, способного оказывать помощь в проведении экспериментов; монтирующего и демонтирующего установки в процессе физического практикума (не «вчерашний выпускник-недоучка», а не менее, чем с инженерно- физическим образованием).
Недостатки и трудности. Физпрактикум определён в конце учебного года – на него может не хватить времени; Для организации полноценного физпрактикума (в соответствии с требованиями стандарта) может не быть оборудования; Отсутствие «свежей» централизованной литературы под современное оборудование по организации физпрактикума. (2002)
Список возможных работ. (при полной комплектации кабинета физики) Определение ускорения тела; Исследование зависимости пути (скорости) от времени при прямолинейном равнопеременном движении; Измерение ускорения свободного падения на машине Атвуда; Изучение движения по наклонной плоскости без трения; Определение коэффициента трения скольжения (качения) на наклонной плоскости;
Список возможных работ. (при полной комплектации кабинета физики) Изучение движения тела, брошенного горизонтально; Проверка закона динамики вращательного движения; Изучение движения маятника Максвелла; Проверка закона сохранения импульса при помощи баллистического маятника; Измерение коэффициента вязкости жидкости; Определение ускорения свободного падения при помощи маятника; Проверка газовых законов;
Список возможных работ. (при полной комплектации кабинета физики) Определение коэффициента теплопроводности воздуха; Исследование процессов плавления кристаллических и аморфных тел; Исследование резонанса в колебательном контуре; Измерение индуктивности катушки (ёмкости конденсатора); Определение волнового сопротивления в колебательном контуре; Определение длины световой волны (дифракционный и интерференционный методы);
Список возможных работ. (при полной комплектации кабинета физики) Определение постоянной Планка; Построение вольт-амперной характеристики полупроводникового прибора; Изучение оптической схемы телескопа (микроскопа).....
Спасибо за внимание!