Традиционные и нетрадиционные формы контроля знаний по физике как средства повышения качества образования Бутенко Ольга Геннадьевна, учитель физики первой квалификационной категории МБОУ «СОШ 7» VII городская научно-практическая конференция педагогов «Опыт, мастерство и знания педагогов на реализацию требований ФГОС» Зима, 2012
Цель контроля диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся; учет результативности отдельного этапа процесса обучения; определение итоговых результатов обучения на разном уровн е
Функции контроля Контроли рующая Обучаю щая Ориентиру ющая Воспитываю щая
Виды контроля СодержаниеМетоды Предваритель ный Уровень знаний школьников, общая эрудиция. Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение. Текущий Освоение учебного материала по теме. Устный опросы, физический диктант, практические (лабораторные) работы, кратковременная самостоятельная работа, викторина, кроссворд, тестирование. Итоговый Контроль выполнения поставленных задач. Письменная контрольная работа, лабораторная работа, тестовые задания, устный зачет по теме.
Формы контроля ТрадиционныеНетрадиционные Физический диктантМатричный контроль тестИгра - зачет Самостоятельная работаВикторины, кроссворды и т.д. Контрольная работаКоллективное обучение Лабораторная работаРейтинговая система оценки знаний Зачет и т.д.
Физический диктант ПреимуществаНедостатки Краткость ответаОграниченная область знаний Незамедлительность ответа Не проверяет умения
Тест ПреимуществаНедостатки Нет потери времени на запись ответа Охват большого количества материала Проверка не только, знаний но и умений Не проверяет умения строить ответ Быстрота проверкиНе учит г рамотно и логично выражать свои мысли
Кратковременная самостоятельная работа ПреимуществаНедостатки Учащиеся обдумывают план действий Требует больше времени Формулируют мыслиМалое количество вопросов (1 – 3) Записывают решения
Контрольная работа ПреимуществаНедостатки Проверяет умение решать задачи по теме Проверяет довольно узкий круг знаний и умений Проверяет различные умения по применению физических знаний при решении экспериментальных задач Необходимо комбинировать с другими формами контроля Разноуровневые заданияРезультат через некоторое время
Лабораторная работа ПреимуществаНедостатки Проверяет не только знания, но и практические умения Проверяет ограниченный круг деятельность Активизирует познавательную деятельность Необходимо комбинировать с другими формами контроля
Устный зачет ПреимуществаНедостатки Комплексная проверка всех знаний и умений Целесообразно проводить в старших классах Всем даются индивидуальные задания Большие временные затраты Непосредственная проверка НУЗ учителем
Нетрадиционные формы контроля матричный зачет Вопросы Варианты ответов Карточка, выдаваемая ученику Вопросы Варианты ответов Карточка ответов Контрольная матрица (ключ)
ПреимуществаНедостатки экономия времени при проверке ответов учащихся большие затраты времени на подготовку матриц и карточек безошибочность оценки знаний большие материальные издержки (расход бумаги и краски на тиражирование карточек).
Рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений Система бальных оценок Рейтинговая система отсутствие весовой доли оценокдифференцировать значимости оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работы Практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.). Учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа корректировать свою работу, исходя из анализа динамики не только учителю, но и ученику, тем самым, ставя его в позицию субъекта учебного процесса; незначительный объём контролируемого учебного материала у каждого ученика. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам определить уровень подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;
Система бальных оценок Рейтинговая система Негуманность системы. Ученик не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов Планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний, соотнося возможности каждого ученика с образовательным стандартом Узкий диапазон школьных оценок, большая субъективность оценки, расплывчатость её критериев. Отсутствие самооценки Повысить объективность оценки знаний, динамики учебного образования ученика не только в течение учебного года, но и за всё время обучения в школе;
Перевод в пятибалльную систему 85%-100% - «отлично», 71%-85% - «хорошо», 50%-70% - «удовлетворительно».
Требования планомерность и систематичность; объективность; -всесторонность; индивидуальность; экономичным по затратам времени преподавателя и обучающихся; тактичность.