Проект по физике «Лабораторные работы по физике за курс 7-9 класса»
Цели и задачи: подготовка учащихся, выбравших для сдачи после 9-го класса предмет физику, к выпускному экзамену, а также, углубить и расширить знания по предмету, ещё более им заинтересовать.
Вывод: Была проделана работа, результатами которой могут воспользоваться учащиеся, интересующиеся физикой, и учителя физики. Сами учащиеся получили навык самостоятельной организации труда, работы в группе, распределения обязанностей, ответственности за выполнение своей части работы и за достижение общего результата.
Содержание 1.Лабораторная работа 1Лабораторная работа 1 2.Лабораторная работа 4Лабораторная работа 4 3.Лабораторная работа 5Лабораторная работа 5 4.Лабораторная работа 7Лабораторная работа 7 5.Лабораторная работа 8Лабораторная работа 8 6.Лабораторная работа 10Лабораторная работа 10 7.Лабораторная работа 12Лабораторная работа 12
Измерение сопротивления проволочного резистора.
Цель: измерить сопротивление проводника с помощью амперметра и вольтметра. Оборудование: источник тока, проволочный резистор, амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода. Ход работы. Собрали электрическую цепь по схеме:
Показания приборов
2. Замкнули цепь, измерили силу тока в цепи и напряжение на исследуемом проводнике. Результаты занесены в таблицу. опытаI, AU, ВR, Ом ~ С помощью реостата изменили сопротивление цепи и напряжение на исследуемом проводнике. Результаты измерений и вычислений занесены в таблицу. Вывод: измерили сопротивление проводника с помощью амперметра и вольтметра. Вывод: сопротивление проводника не зависит от силы тока в нем и напряжения на его концах, т.е. R – величина постоянная
Сборка электрической цепи и демонстрация действий электрического тока.
Цель: собрать электрическую цепь и идентифицировать действия тока: тепловое, магнитное, химическое. Оборудование: источник тока, лампочка, катушка с железным сердечником, компас, кювета с электродами, раствор медного купороса, провода соединительные. Ход работы. 1. Собрали электрическую цепь по схеме:
2. Замкнули цепь 5-7 минуты. При горении лампочки наблюдается тепловое действие тока, т.к. лампочка не только светит, но и нагревается. 3. Поднесли к концам катушки компас и определили полюса катушки. Если присоединить к источнику тока катушку с сердечником, можно обнаружить, что сердечник притягивает железные предметы. Всё это доказывает магнитное действие тока. 4. Разомкнули цепь, достали из кюветы электрод, соединенный с минусом источника тока. Обратим внимание, что на отрицательно заряженном электроде выделяется чистая медь. Это доказывает химическое действие тока.
I Вывод: собрали электрическую цепь и идентифицировали действия тока: тепловое, магнитное, химическое. II Вывод: из проведенных нами опытов, видно, что действия тока могут быть разными; каждое действие – тепловое, магнитное, химическое – мы доказали (см. выше).
Демонстрация явления электромагнитной индукции и изучение его закономерностей.
Цель: установить зависимость индукционного тока от скорости изменения магнитного поля. Оборудование: электромагнит разборный, постоянный магнит, миллиамперметр, провода соединительные. Ход работы. 1. Собрали электрическую цепь в соответствии с рисунком.
2. В первом опыте индукционный ток возникал в катушке в случае когда, магнит двигался относительно катушки. При торможении магнита сила индукционного тока резко возрастала и падала до нуля, когда магнит останавливался. 3. Изменение магнитного потока является причиной возникновения индукционного тока. Т.е. магнитный поток Ф, пронизывающий катушку, менялся вместе с индукционным током, т.е. во время движения магнита. 4. Индукционный ток возникал в катушке при изменении магнитного потока, пронизывающего эту катушку. 5. При приближении магнита к катушке магнитный поток менялся, т.к. магнитный поток зависит от модуля вектора магнитной индукции В. 6. Направление индукционного тока будет различным при приближении магнита к катушке и удалении его от нее. 7. Чем больше скорость движения магнита относительно катушки, тем больше магнитный поток Ф, а следовательно, и значение индукционного тока.
8. Собрали установку для опыта по рисунку.
Оборудование 1 опыта Оборудование 2 опыта
9. Индукционный ток возникает в случаях при замыкании и размыкании цепи, в которую включена катушка и при увеличении и уменьшении силы тока, протекающего через катушку, путем перемещения в соответствующую сторону движка реостата. 10. Магнитный поток меняется в тех же случаях. Вывод: Установили зависимость индукционного тока от скорости изменения магнитного поля. Если к катушке подключить миллиамперметр, то, перемещая вдоль катушки постоянный магнит, можно наблюдать отклонение стрелки прибора, т.е. возникновение индукционного тока. При остановке магнита ток прекращается, при движении магнита в обратную сторону меняется направление тока. При любом изменении магнитного поля, пронизывающего катушку, в ней возникает индукционный ток. Это явление назвали электромагнитной индукцией. Она возникает при перемещении магнита относительно катушки или катушки относительно магнита; при замыкании – размыкании цепи или изменении тока во второй катушке, если она находится на одном железном сердечнике с первой катушкой. Опыты показывают, что индукционный ток пропорционален скорости изменения магнитного поля, пронизывающего катушку.
Лабораторная работа 7 Демонстрация опытов по взаимодействию постоянных магнитов, получение спектров магнитных полей постоянных магнитов разной формы.
Цель: идентифицировать магнитные полюса и получить спектры магнитных полей постоянных магнитов. Оборудование: компас, полосовой и подковообразный магниты, иголка, сито с железными опилками, лист картона. Ход работы. 1. Для идентификации магнитных полюсов на стальной иголке поднесли ее к стрелке компаса. Стрелка поменяла свое направление.
2. Положили лист картона на полосовой магнит и насыпали на него железные опилки. Получили изображение спектра полосового магнита.
3. Расположили на столе два полосовых магнита вначале навстречу разноименными, а затем одноименными полюсами на расстоянии 3-4 см. Положили лист картона на полосовой магнит и насыпали на него железные опилки. Получили изображения спектра полосовых магнитов
4. Те же самые действия мы выполнили с подковообразным магнитом.
Вывод: идентифицировали магнитные полюса и получили спектры магнитных полей постоянных магнитов.
Экспериментальная проверка правила моментов сил для тела, имеющего ось вращения (рычаг).
Цель работы: установить соотношение между моментами сил, приложенных к плечам рычага при его равновесии. Оборудование: штатив с муфтой, рычаг, набор грузов, линейка. Рычаг находится в равновесии, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил. Или иначе: рычаг находится в равновесии, если момент силы ( F1), действую- щей по часовой стрелке, равен моменту силы (F2),действующей против часовой стрелки (рис. 1, а): М1 = М2, L1 =L2 Для проверки правила моментов необходимо измерить силы и их плечи. Ход работы. 1. Установили рычаг на штативе и уравновесили его в горизонтальном положении с помощью вращающихся барашков. 2. Подвесили к рычагу грузы по 100 г (рис. 1, б) таким образом, чтобы рычаг находился в равновесии. 3. Измерили плечи и силы, действующие на них. Результаты измерений занесли в таблицу.
Рисунок 1
F1,НF1,Н L1,мL1,м М 1, Н м F 2, Н L 2, м М 2, Н м
Вывод: установили соотношение между моментами сил, приложенных к плечам рычага при его равновесии. Рычаг находится в равновесии, если момент силы, приложенной слева, равен моменту силы, приложенной справа.
Исследование зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Цель работы: выяснить, как зависит период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины. Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 130 см, протянутый сквозь кусочек резины, часы с секундной стрелкой или метроном.
Оборудование
Ход работы Провели опыты. Результаты измерений занесли в таблицу. опыта Физи- ческие величины l, см N30 t, c T, c V, Гц
Опыт 1
Опыт 3 время
Опыт 4 Время определяется при помощи секундомера.
Опыт 5 Время определяется при помощи секундомера.
Вывод: выяснили, как зависит частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины. Чем больше длина, тем меньше частота, а период больше и наоборот.
Измерение КПД простого механизма ( наклонной плоскости)
Цель работы: убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполняемая с помощью простого механизма (наклонной плоскости), меньше полной. Оборудование: Штатив с муфтой и лапкой, трибометр (линейка и брусок), динамометр, лента измерительная. КПД наклонной плоскости определяют отношением полезной работы к полной. Полезная работа- это работа, совершаемая при подъеме тела вверх по вертикали: А полезная = F 1 h, где F 1 -вес бруска, h – высота наклонной плоскости. Полная работа- это работа, совершаемая при подъеме тела вдоль наклонной плоскости: А полная =F 2 *L, где F 2 -сила тяги, L-длина наклонной плоскости. Ход работы. 1.Собрали экспериментальную установку по рисунку 2.Сделали эскизный рисунок с обозначением наклонной плоскости сил, действующий на брусок. 3.Измерили высоту h и длину L наклонной плоскости. 4.Динамометром измерили силу тяжести бруска F 1 и силу тяги F 2. 5.Вычислили полезную и полную работу и КПД наклонной плоскости.
Вывод: убедились на опыте в том, что полезная работа, выполняемая с помощью простого механизма(наклонной плоскости), меньше полной.