ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНТОВ, КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ Выполнила: Е.В. Овчинникова (к.т.н.) - старший преподаватель кафедры общей и теоретической физики и методики преподавания физики, ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»
Учебный процесс при изучении общеинженерных и профессиональных дисциплин Решения типовых задач Выполнение творческих заданий Роль преподавателя как руководителя Ответ известен заранее Типовое решение Возможно несколько вариантов решения Ответ заранее не известен Преподаватель совершенствуется в конкретной области знаний Преподаватель совершенствуется в различных областях знаний
Г. Уоллес в 1926 году выделил четыре стадии творческого мышления: Подготовка формулирование задачи; попытки её решения. Инкубация временное отвлечение от задачи. Озарение появление интуитивного решения. Проверка испытание и/или реализация решения.
Решении творческих задач заметно повышает созидательный потенциал каждого человека Учащиеся с высоким творческим потенциалом учатся находить, ставить и решать изобретательские и рационализаторские задачи Учащиеся с невысоким творческим потенциалом учатся развивать свой творческий созидательный потенциал, решать прикладные задачи
Современный подход к совершенствованию организационных и управленческих решений базируется на принципах постоянного улучшения (ИСО серии 9000) Повышается конкурентоспособность организации (изделий, услуг) Постоянно генерировать новые неординарные решения могут только работники, обладающие креативным мышлением. Под креативностью понимается: - вид деятельности направленный на создание это создание нового из того, что уже есть; - решение проблем совершенно новым неординарным способом; - отказ от стереотипного мышления; - способность интуитивно почувствовать правильное направление мысли; - умение генерировать большое количество оригинальных идей. Креативность – способность к творчеству
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина ежегодно проводит конкурс инновационных студенческих проектов «Взгляд в будущее: моя инициатива». Цель конкурса: привлечение студентов к развитию инновационной деятельности в университете, воспитание личности молодого специалиста с инновационным мышлением и открытостью к восприятию нового в сфере будущей профессиональной деятельности, формирование инновационной среды на всех факультетах и в университете в целом. В конкурсе учреждаются 3 блока номинаций: «Жизнь университета», «Жизнь региона» и «Мир школы».
Проект «Разработка трехмерных анимированных моделей рычажных механизмов» В процессе реализации данного проекта были созданы трехмерные компьютерные анимированных модели следующих механизмов: - двухкривошипный механизм; - кривошипно-коромысловый механизм; - двухкоромысловый механизм; - кулисный механизм; - кривошипно-кулисный механизм; - коромыслово-кулисный механизм; - механизм двигателя внутреннего сгорания.
Проект «Разработка трехмерных анимированных моделей рычажных механизмов»
Проект «Создание мультимедийных обучающих приложений для решения пространственных задач» В ходе реализации поставленной задачи были созданы обучающие ролики по следующим темам: а) пересечение фигур плоскостями частного положения: - пересечение гранных тел плоскостями частного положения; - пересечение тел вращения плоскостями частного положения. б) взаимное пересечение пространственных фигур: - взаимное пересечение тел вращения; - взаимное пересечение гранных тел; - взаимное пересечение гранных тел и тел вращения.
Проект «Разработка и создание демонстрационных (учебных) видеофильмов по системе КОМПАС – ГРАФИК» Созданы учебные видеоролики по следующим разделам: Знакомство с интерфейсом КОМПАС-ГРАФИК. Построение геометрических примитивов. Простановка и редактирование размеров размерных линий. Создание типового рабочего чертежа детали (малая степень сложности). Создание типового рабочего чертежа детали (средняя степень сложности). Отображение технологических обозначений на рабочем чертеже. Создание 3D моделей с использованием операции выдавливания. Создание 3D моделей с использованием операции вращения. Создание 3D моделей с использованием операции «кинематический элемент». Создание 3D моделей с использованием операции «элемент по сечениям». Создание сложных 3D моделей с использованием операций приклеивания и вырезания.
Проект «Создание и реставрация учебных фильмов в рамках технических дисциплин отделения технологии и предпринимательства» Результат реализации данного проекта - учебный фильм «Холодная штамповка», который успешно используется при изучении дисциплины «Современные промышленные технологии». Учебный фильм позволяет решить ряд важных задач: - повышение качества обучения; - стандартизация, унификация обучения; - возможность дистанционного обучения; - возможность самообразования.
В ходе выполнения творческой работы у учащихся формируется набор креативных способностей: - способность находить множество способов решения проблемы и определить наиболее подходящее; - отказ от мышления стандартными шаблонами; - использование различных способов для генерации оригинальных идей; - способность воспринимать новую информацию извне, а не использовать имеющийся опыт; - находить необычное в обычном, простое в сложном; - умение обобщать и строить единое представление проблемы на основе простых, несвязанных знаний и идей; - умение детализировать проблему до мельчайших элементов; - способность видеть структуру решаемой задачи и выделять ее существенные связи; - умение находить решения в новых условиях. РЕЗУЛЬТАТ : - возрастает доля студентов, работающих увлеченно и самостоятельно, приобретающих повышенный творческий потенциал; - увеличивается доля курсовых и дипломных проектов, содержащих интересные, неординарные решения; - возрастает объем интеллектуальной продукции в университете.
Спасибо за внимание!