АГРЕССИЯ это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искажению, необъективности, неверности понимания действительности, к неадекватному поведению.
Агрессия – это форма социального поведения, для которой характерно: наличие субъект – субъективного или объект – объективного взаимодействия; вне процесса общения агрессии не существует, и в этом смысле она рассматривается как патологическая форма межличностного взаимодействия ; наличие субъект – субъективного или объект – объективного взаимодействия; вне процесса общения агрессии не существует, и в этом смысле она рассматривается как патологическая форма межличностного взаимодействия ; наличие признака инициативы и направленности действий против конкретного человека или объекта; наличие признака инициативы и направленности действий против конкретного человека или объекта; наличие цели, заключающейся в причинении вреда, нанесении ущерба; наличие цели, заключающейся в причинении вреда, нанесении ущерба; использование в качестве способа достижения цели непосредственного применения силы, угрозы ее применения или демонстрации превосходства в силе. использование в качестве способа достижения цели непосредственного применения силы, угрозы ее применения или демонстрации превосходства в силе.
Агрессию необходимо дифференцировать с такими понятиями как: Агрессивность – индивидуальная предрасположенность к агрессивному поведению, высокая вероятность проявления агрессии; Агрессивность – индивидуальная предрасположенность к агрессивному поведению, высокая вероятность проявления агрессии; Враждебность – побуждение причинить вред другому человеку с поведенческим проявлением или без него, негативная установка, основанная на отрицательной оценке и суждениях. Враждебность – побуждение причинить вред другому человеку с поведенческим проявлением или без него, негативная установка, основанная на отрицательной оценке и суждениях. Важно помнить, что агрессия – модель поведения, а не мотив или эмоция: эмоция – злость; мотив – стремление оскорбить или навредить. Важно помнить, что агрессия – модель поведения, а не мотив или эмоция: эмоция – злость; мотив – стремление оскорбить или навредить. Их наличие не является необходимым условием возникновения агрессии. Их наличие не является необходимым условием возникновения агрессии.
Концепция агрессии Агрессия как инстинктивное поведение. Психоаналитическая концепция рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Агрессия как инстинктивное поведение. Психоаналитическая концепция рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Агрессия – это результат конфликта между саморазрушением и самосохранением, инстинкт смерти (З. Фрейд, 1920). Агрессия – это результат конфликта между саморазрушением и самосохранением, инстинкт смерти (З. Фрейд, 1920). Эволюционный подход предполагает, что предрасположенность к агрессии является следствием естественного отбора, это проявление инстинкта борьбы, присущее всем живым существам, включая человека. Эволюционный подход предполагает, что предрасположенность к агрессии является следствием естественного отбора, это проявление инстинкта борьбы, присущее всем живым существам, включая человека.
Концепция агрессии Агрессия как проявление побуждения. Теория фрустрации - агрессии Дж. Долларда (1939) заключается в том, что побуждение к агрессии является производной фрустрации: Агрессия как проявление побуждения. Теория фрустрации - агрессии Дж. Долларда (1939) заключается в том, что побуждение к агрессии является производной фрустрации: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой – либо форме; фрустрация всегда приводит к агрессии в какой – либо форме; агрессия всегда является результатом фрустрации. агрессия всегда является результатом фрустрации. Лоллард считал, что для возникновения агрессии решающими и стимулирующими являются три фактора: Лоллард считал, что для возникновения агрессии решающими и стимулирующими являются три фактора: степень ожидаемого удовлетворения от достижения цели; степень ожидаемого удовлетворения от достижения цели; сила препятствия на пути достижения цели; сила препятствия на пути достижения цели; количество последовательных фрустраций. количество последовательных фрустраций.
Концепция агрессии Агрессию как познавательный процесс. В своих более поздних работах 80 – х годов 20 в. Берковиц утверждал, что в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии лежат эмоциональные и познавательные процессы. Посылки к агрессии вовне не являются обязательным условием для ее возникновения. Блокировка достижения цели не будет побуждать к агрессии, если она не воспринимается как неприятное событие. Важна индивидуальная интерпретация негативного воздействия. Агрессию как познавательный процесс. В своих более поздних работах 80 – х годов 20 в. Берковиц утверждал, что в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии лежат эмоциональные и познавательные процессы. Посылки к агрессии вовне не являются обязательным условием для ее возникновения. Блокировка достижения цели не будет побуждать к агрессии, если она не воспринимается как неприятное событие. Важна индивидуальная интерпретация негативного воздействия.
Концепция агрессии Агрессия как приобретенное социальное поведение. Согласно точки зрения А. Бандуры (1983), агрессия включает в себя сложные навыки, которым надо научиться. Соответственно, будучи приобретенной моделью социального поведения, она может подвергаться модификации. При этом подчеркивается роль социальных условий, изменение которых ведет к предотвращению или ослаблению агрессии. Агрессия как приобретенное социальное поведение. Согласно точки зрения А. Бандуры (1983), агрессия включает в себя сложные навыки, которым надо научиться. Соответственно, будучи приобретенной моделью социального поведения, она может подвергаться модификации. При этом подчеркивается роль социальных условий, изменение которых ведет к предотвращению или ослаблению агрессии.
Варианты агрессивного поведения: Конструктивный - открытое проявление агрессивных побуждений в социально приемлемой форме с позитивным эффектом. Допускает развитие и изменение каждого индивида в группе, способствующей формированию деловых отношений. Конструктивный - открытое проявление агрессивных побуждений в социально приемлемой форме с позитивным эффектом. Допускает развитие и изменение каждого индивида в группе, способствующей формированию деловых отношений. Деструктивный – прямое проявление агрессии, связанное с нарушением морально- этических норм и правил поведения, препятствующее развитию межличностных отношений и разрушающее их (делинквентное поведение). Деструктивный – прямое проявление агрессии, связанное с нарушением морально- этических норм и правил поведения, препятствующее развитию межличностных отношений и разрушающее их (делинквентное поведение). Дефицитарный, который характеризуется отсутствием достаточной реализации агрессивных побуждений при дефиците соответствующих поведенческих навыков, что проявляется, в частности, в игнорировании окружающих и ограничении социальных контактов. Характерна для пациентов с психосоматическими заболеваниями. Дефицитарный, который характеризуется отсутствием достаточной реализации агрессивных побуждений при дефиците соответствующих поведенческих навыков, что проявляется, в частности, в игнорировании окружающих и ограничении социальных контактов. Характерна для пациентов с психосоматическими заболеваниями.
Классификация видов агрессии Агрессию можно описать на основании трех шкал: Агрессию можно описать на основании трех шкал: Физическая - вербальная; Физическая - вербальная; Активная – пассивная; Активная – пассивная; Прямая – непрямая. Прямая – непрямая. Их комбинации дают восемь возможных категорий агрессии. Например: Распространение клеветы – вербальная, активная, непряма Распространение клеветы – вербальная, активная, непряма отказ освободить место – физическая, пассивная, непрямая. По признаку мотивированности различными целями: По признаку мотивированности различными целями: враждебная – приченение вреда; враждебная – приченение вреда; инструментальная, для которой нанесение ущерба не является самоцелью; она направлена на осуществление других желаний; например принуждение и самоутверждение (характерно для детей и подростков). инструментальная, для которой нанесение ущерба не является самоцелью; она направлена на осуществление других желаний; например принуждение и самоутверждение (характерно для детей и подростков). По вариантам реализации: конструктивная; конструктивная; деструктивная; деструктивная; дефицитарная. дефицитарная.
Выделяют следующие причины агрессии: Биологические: наследственность, отягощенная психическими заболеваниями, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и психотропных препаратов, наличие в анамнезе тяжелых или повторных черепно-мозговых травм, а также ряда случаев инфекций, интоксикаций и т.д.; Биологические: наследственность, отягощенная психическими заболеваниями, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и психотропных препаратов, наличие в анамнезе тяжелых или повторных черепно-мозговых травм, а также ряда случаев инфекций, интоксикаций и т.д.; Социальные: образование, наличие и характер выполняемой работы, семейное положение, общение в асоциальных группах и др.; Социальные: образование, наличие и характер выполняемой работы, семейное положение, общение в асоциальных группах и др.; Психологические: эгоцентризм, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, тревожность, склонность к дисфориям, к эмоциям ярости и гнева. Могут иметь значение особенности самооценки, локуса контроля, характеристики мотивационной сферы, уровень социализации индивида со степенью интериоризации морально-этических и правовых норм. Психологические: эгоцентризм, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, тревожность, склонность к дисфориям, к эмоциям ярости и гнева. Могут иметь значение особенности самооценки, локуса контроля, характеристики мотивационной сферы, уровень социализации индивида со степенью интериоризации морально-этических и правовых норм.
Проявление агрессивного поведения определяется влиянием ряда социально- психологических факторов: - личностных особенностей: повышенной раздражительности; - личностных особенностей: повышенной раздражительности; тенденции усматривать враждебность в чужих действиях; высокого локуса контроля, когда человек чувствует себя хозяином своей судьбы в любой ситуации; склонностью к чувству стыда; тенденции усматривать враждебность в чужих действиях; высокого локуса контроля, когда человек чувствует себя хозяином своей судьбы в любой ситуации; склонностью к чувству стыда; - особенностей семейных отношений: сплоченности семьи или разлада; близости родителей и ребенка; характера взаимоотношений между братьями и сестрами; стиля семейного руководства (чрезмерно суровых наказаний, отсутствия контроля, опыта насилия); - особенностей семейных отношений: сплоченности семьи или разлада; близости родителей и ребенка; характера взаимоотношений между братьями и сестрами; стиля семейного руководства (чрезмерно суровых наказаний, отсутствия контроля, опыта насилия); - средств массовой информации (демонстрация насилия). Научение агрессивному поведению под влиянием социально- психологических факторов происходит двумя путями: посредством прямого подкрепления (поощрения) и наблюдения агрессивных действий. - средств массовой информации (демонстрация насилия). Научение агрессивному поведению под влиянием социально- психологических факторов происходит двумя путями: посредством прямого подкрепления (поощрения) и наблюдения агрессивных действий.
К внешним факторам, К внешним факторам, Научение агрессивному поведению под влиянием социально- психологических факторов происходит двумя путями: посредством прямого подкрепления (поощрения) и наблюдения агрессивных действий. Научение агрессивному поведению под влиянием социально- психологических факторов происходит двумя путями: посредством прямого подкрепления (поощрения) и наблюдения агрессивных действий. К внешним факторам, определяющим возникновение агрессии, относятся особенности среды или ситуации, которые могут повысить вероятность агрессивных действий, в частности физические условия: К внешним факторам, определяющим возникновение агрессии, относятся особенности среды или ситуации, которые могут повысить вероятность агрессивных действий, в частности физические условия: умеренно высокая температура воздуха по сравнению с очень жаркими или холодными температурными режимами; умеренно высокая температура воздуха по сравнению с очень жаркими или холодными температурными режимами; шум; шум; теснота (скученность); теснота (скученность); загрязнение воздуха (дым, неприятные запахи). загрязнение воздуха (дым, неприятные запахи). Дополнительными внешними факторами являются, например, «насильственная» порнография, спорт с элементами насилия и т.п. Дополнительными внешними факторами являются, например, «насильственная» порнография, спорт с элементами насилия и т.п.
Превентивные меры и управление агрессией Предотвращение агрессии – наказание, но при условии, что агрессор не находится в состоянии крайнего озлобления. Оно должно быть достаточно суровым, следовать сразу же за агрессивными действиями и соответствовать определенным правилам. Предотвращение агрессии – наказание, но при условии, что агрессор не находится в состоянии крайнего озлобления. Оно должно быть достаточно суровым, следовать сразу же за агрессивными действиями и соответствовать определенным правилам. Редуцирование агрессии – элиминация стимулирующих факторов – может происходить двумя путями: Редуцирование агрессии – элиминация стимулирующих факторов – может происходить двумя путями: демонстрация неагрессивного поведения; демонстрация неагрессивного поведения; индукция несовместимых с агрессией реакций (боль и страдания жертвы, юмор, умеренная энергетическая стимуляция, неожиданная похвала, подарок). индукция несовместимых с агрессией реакций (боль и страдания жертвы, юмор, умеренная энергетическая стимуляция, неожиданная похвала, подарок).