естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам. Адаптация -
Создать психолого – педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
сохранение физического, психического и социального здоровья детей; установление контакта с учащимися, с учителем; формирование адекватного поведения; овладение навыками учебной деятельности.
удовлетворенность ребенка процессом обучения; насколько легко первоклассник справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении учебных заданий; удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем
это образование неадекватных механизмов приспособления к школе в форме нарушения учёбы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Дезадаптация вследствие недостаточного овладения необходимыми компонентами предметной стороны учебной деятельности. Дезадаптация вследствие недостаточной произвольности поведения. Дезадаптация как следствие невозможности приспособиться к темпу школьной жизни. Дезадаптация как результат дезинтеграции норм семейной общности и школьного окружения.
Цель программы: создание максимально комфортных педагогических и социально- психологических условий, позволяющих учащимся успешно функционировать и развиваться в новой педагогической среде (школьной системе отношений).
Выявление особенностей психолого- педагогического статуса школьников. Создание системы психолого- педагогической поддержки всех первоклассников в период их адаптации. Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционную работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.
1-ый этап – поступление ребенка в школу. Он начинается в марте-апреле одновременно с записью детей в школу и заканчивается в начале сентября. 2-ой этап – адаптация детей в школе (с сентября по ноябрь). 3-ий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется с конца первого полугодия 1-го класса.
диагностическое; консультативное; развивающее; коррекционное; аналитическое.
- консультации для педагогов, обучающих первоклассников, по темам «Психологическая готовность детей к школе», «Характеристика детей младшего школьного возраста», «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения»; - Карта наблюдений Стотта, проективный тест «Домики» - индивидуальные беседы с родителями первоклассников на тему «Особенности развития ребенка до поступления в школу»; - выступление на первом родительском собрании по теме «Ребенок идет в первый класс» (психологическая готовность к этому родителей); - заполнение родителями анкеты по выявлению уровня готовности и адаптации ребенка к школе; - проведение цикла занятий по адаптации с детьми «Помоги Сереже»; - заполнение учителем опросника «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе»; - обработка психологом опросника, заполненного педагогом; - организация и проведение коррекционной работы с дезадаптивными школьниками; - аналитическая работа, направленная на осмысление результатов деятельности в период адаптации первоклассников.