Деятельность ПМПК в современных условиях. Н. Я.. Семаго, к. пс. наук, ведущий научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
З АДАЧИ ПМПК В НОВЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Н.Я.Семаго М ГППУ,
Advertisements

Включение : от диагностики ребенка к реализации условий обучения Семаго Н. Я. - старший научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ, канд. психол. наук, доцент Москва,
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Роль ПМПк образовательного учреждения при разработке и реализации индивидуального учебного плана для ребёнка с ОВЗ Роль ПМПк образовательного учреждения.
Организация интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях города Кировска.
Маслова О. И., педагог - психолог БДОУ города Омска « Центр развития ребенка – детский сад 355»
П СИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО - МЕДИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА ( ПМПк ) В РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ М.М. Семаго, к. псих. н., доцент,
Программы курсов повышения квалификации слушателей Центр инклюзивного образования 2012 г.
Алгоритм включения детей с ОВР в общеобразовательные классы.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
Роль ПМПк ОУ при сопровождении ребёнка с ОВЗ в процессе обучения Григорян Ольга Оганесовна руководитель консультативно- диагностического отдела.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга 1357-р от г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации вариативных форм.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСИЛИУМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.Я. Семаго М.М. Семаго.
Роль психологической службы в инновационных процессах системы образования ДОУ. Профессиональные компетенции педагога-психолога ДОУ.
ОРГАНИЗАЦИЯ психолого-педагогического сопровождения и индивидуальной работы с детьми с ОВЗ в условиях массовой общеобразовательной организации Москва,
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребёнка в образовательном процессе.
Транксрипт:

Деятельность ПМПК в современных условиях. Н. Я.. Семаго, к. пс. наук, ведущий научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ

Современная ситуация в образовании характеризуется : « Размыванием границ » контингента образовательных учреждений. Началом переноса « центра тяжести » обучения и воспитания « особых » детей на общеобразовательные учреждения Нарастанием « сложности » образовательных воздействий, все большим « расхождением » образования с образовательными возможностями ребенка ; Неуклонно развивающимися процессами модернизации, в том числе начавшейся стихийной интеграцией ; Новыми гуманистическими требованиями, предъявляемыми к образованию нормативными ( международными и отечественными ) актами недостаточностью эффективной нормативно - правовой базы, методического обеспечения комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями ; Недостаточностью эффективных критериев оценки качества деятельности всех специалистов ПМПК

Факторы определяющие деятельность специалистов ПМПК « Размывание » классических типов ( категорий ) детей с отклонениями : усложнением структуры их дефекта, сочетанностью и « смешанностью » особенностей отклоняющегося развития « Разрывами »: поколенческим, мировоззренческим, между теорией и практикой, между отдельными областями дефектологической и психологической практики. Большим количеством « мифов », делающих недостаточно эффективной оценку состояния ребенка. Запросами родителей, их психоэмоциональным состоянием и осведомленностью, юридической грамотностью

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ характеризуются тем, что специалист должен обладать широким кругом знаний в области : ДЕФЕКТОЛОГИИ ( ЕЕ РАЗДЕЛОВ ) СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ПСИХОПАТОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА НЕВРОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ ОСНОВ ПЕДИАТРИИ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ ПРОБЛЕМНОГО РЕБЕНКА ОСНОВ ПСИХОТЕРАПИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ СЕМЕЙНОЙ ОСНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕРЕХОД К ЕДИНЫМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ ОСНОВАНИЯМ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РЕШЕНИЕ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ « ПРОБЛЕМЫ », ВКЛЮЧАЯ СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО « ПОЛЯ » ( ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ ) ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ, РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВКЛЮЧЕНИЕ В ПРАКТИКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПМПК ВСЕГО « ДИАПАЗОНА ДЕТСТВА »: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 18 ЛЕТ РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПМПК ЕДИНСТВО МЕТОДОЛОГИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ; ПРИОРИТЕТНОСТЬ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ; ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ АДЕКВАТНОСТЬ ; МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА ; ЭТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ; ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК УРОВНЕМ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВЫХОДОМ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ И УСЛОВИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВЫХОДОМ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ И УСЛОВИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Базисные компоненты диагностической деятельности ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК ПРОГНОСТИЧНОСТЬ технологичность ресурсоемкость Адекватность оценки состояния ребенка

Базисные компоненты диагностической деятельности ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ простота выполнения транслируемость Этапность и критерии перехода от этапа к этапу

Базисные компоненты диагностической деятельности ресурсоемкость Эффективная модель диагностики Адекватный задачам инструментарий Владение технологичными диагностикумами

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПМПК ДИНАМИЧНОСТЬ ОЦЕНКИ ПРОГНОСТИЧНОСТЬ СВЯЗНОСТЬ (ЦЕЛОСТНОСТЬ) ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА Базисные компоненты диагностической деятельности ИСПОЛЬЗУЕМАЯ МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА

Мультидисциплинарный подход к командной работе специалистов ПМПК ДЕФЕКТОЛОГ ПСИХОЛОГ МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК ЛОГОПЕД ПЕДАГОГ СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

Междисциплинарный подход к командной работе специалистов ПМПК ДЕФЕКТОЛОГ ПСИХОЛОГ МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК ЛОГОПЕД ПЕДАГОГ СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ ОБЩИЕПОДХОДЫОБЩИЕПОДХОДЫ КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ

ДИНАМИЧНОСТЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПМПК ПРОГНОСТИЧНОСТЬ СВЯЗНОСТЬ (ЦЕЛОСТНОСТЬ) ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА Базисные компоненты деятельности ПМПК АДЕКВАТНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ МЕТОДОЛОГИИ АНАЛИЗА

Современная методология анализа состояния и особенностей психического развития ребенка РЕГУЛЯТИВНЫЙ ПАРАМЕТР АФФЕКТИВНЫЙ ПАРАМЕТР МЕНТАЛЬНЫЙ (КОГНИТИВНЫЙ) ПАРАМЕТР

ТРЕУГОЛЬНИК АНАЛИЗА БАЗОВЫХ КОМПОНЕНТОВ ПСИХИЧЕСКОГО РЕГУЛЯТОРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННО- ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (МЕНТАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ) АФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И СОЗНАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САМОСОЗНАНИЕ, Я-КОНЦЕПЦИЯ ПОВЕДЕНИЕ

Функции ПМПК ОРЦ Цель деятельности ПМПК –- подготовка рекомендаций по оказанию помощи и организации обучения и воспитания ребенка с ОВЗ ( Приказ МОиН РФ от , Закон об образовании лиц с ОВЗ в Г. Москве ) Задачи ПМПК Оценка особенностей и уровня развития ребенка, его ресуров и дефицитов ( психолого - педагогическая квалификация его состояния, определяющая его статус « включенного ») Определение условий включения Подбор конкретного ОУ ; Консультирование родителей ( законных представителей ) Взаимодействие с координатором ОУ

Общие подходы к составлению рекомендаций по включению ребенка с ОВЗ Определение среды включения - типа ОУ или структурного подразделения ОУ исходя из интересов ребенка ( лекотека, « О. Р », инкл. группа ДОУ, группа ДОУ комп. вида, класс общеобразовательного ОУ, реализующее инклюзивную практику, класс, группа в СКОУ, ШНО, другое ); Условия включения Объем включения ( частичное включение, полное включение, включение в рамках доп. образования и т. п.); Рекомендуемая индивид. образовательная программа развития в ОУ, в ППМС - Центре, в других Центрах ; Потребность в специалистах сопровождения, в том числе тьюторе ; Необходимые средовые условия « под » ребенка, в том числе дидактическое и техническое оснащение ; Срока повторного прохождения ПМПК ОРЦ ; Потребность в наблюдении специалистами вне ОУ ; Другое ….