ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ Л.А. Дементьева, ст. преподаватель кафедры психологии и здоровьесбережения ИРОСТ
Одной из наиболее актуальных проблем на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка…. Наиболее эффективным местом развития детей является семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка.
Семья – это системно-функциональное объединение эмоционально-близких и значимых людей на основе супружества, родства и родительства.
Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей её членов, называется функцией.
Хозяйственно-экономическая. Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В сфере «домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются необходимые предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них.
Сексуально-репродуктивная функция. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. В любой семье важнейшей является проблема деторождения. В нынешних условиях она сопряжена с часто неразрешимым противоречием. С одной стороны, дети - это фактор стабилизации семьи, а с другой - это неотвратимая масса проблем: от неприемлемых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся со временем деформированных взаимоотношений между супругами.
Образовательно-воспитательная (социализации). Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны, и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям» (А.И. Захаров, 1995).
Коммуникативно-восстановительная функция rcreatio восстановление) Она связанна с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. Регенеративно-наследовательная функция (лат. regeneratio возрождение, возобновление). Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей (вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» - ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность как альбом с фотографиями чужому человеку не передашь - только своему, родному).
Кроме традиционных функций можно выделить другие, которые возникли в современной семье. Традиционные функции стали резко ослабляться, но возникла новая, ранее неизвестная - психотерапевтическая функция. Брак удачен или нет в зависимости от функционирования этой функции, т.е. в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.
Х АРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Общие факторы: 1. Образ мыслей семьи. 2. Образ общения семьи. 3. Отношение социальной среды к семьям. 4. Традиции нации, народности, края (места) проживания семьи. 5. Традиции семьи. 6. Интеллектуальный уровень учащихся школ, групп, классов, в которых учатся дети.
Частные факторы: 1. Представления родителей об эталоне воспитанной личности. 2. Предрасположенность к полу ребенка в семье. 3. Педагогическая культура общения родителей. 4. Мотивы рождения ребенка. 5. Установки супругов на воспитание детей. 6. Уровень притязаний родителей к ребенку.
Специфика семейного воспитания 1)эмоциональный характер семейного воспитания, основывающийся на родственных чувствах 2) постоянство и длительность 3) чувство защищенности, любви, принятия 4) психологические механизмы социализации (подкрепление и идентификация)
П АРАМЕТРЫ ИЗМЕРЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ (А ННА Я КОВЛЕВНА В АРГА ): "кооперация" (социальная желательность) "симбиоз" "авторитарная гиперсоциализация" "маленький неудачник" (инфантилизация - инвалидизация)
Д ИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ модифицированные варианты кинетического рисунка семьи; социограмма семьи; проективные методы изучения личности родителя (методика диагностики личностной идентичности Л.Б. Шнейдер).
О БЩИЕ ПРИЕМЫ И ТЕХНИКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Невербальное общение – демонстрировать умение слушать (и слышать) и заинтересованность в деле клиента. Визуальный контакт – лучше смотреть в глаза, желательно при этом находится на одном уровне с собеседником (оба стоят или оба сидят). Тон и скорость речи – спокойный доброжелательный тон, дать почувствовать клиенту, что его не осуждают, понимают, принимают (что одно из самых важных условий установления контакта). Физическое пространство – обстановка и расположение клиента и социального работника. Время – дать клиенту время выразить свои чувства, тем самым дать почувствовать клиенту, что вы не торопитесь.
О БЩИЕ ПРИЕМЫ И ТЕХНИКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Активное слушание – способ сосредоточенного внимательного слушания без речевых реакций, дающих оценку сказанного. Этот метод позволяет решить важнейшую из проблем – проблему доверия, когда собеседник чувствует искренний интерес к нему, как к человеку. Перефразирование – уточнение информации, снятие иллюзии «понятности», показывает собеседнику, что его слушают. Резюмирование – краткое формулирование высказываний собеседника помогает, когда обсуждение затянулось, прояснить проблемы и направить беседу в нужное русло. Отражение – отражение чувств, состояние собеседника позволяет создать (при отсутствии оценки, осуждения и наличии принятия, понимания) мотивацию на изменение, поиск путей решения проблемы. При ведении беседы с членами семьи стремиться к обсуждению не личности собеседника, а его поступков, чувств и последствий, при этом уважая его мнение и позицию.
О БЩИЕ ПРИЕМЫ И ТЕХНИКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Техника задавания вопросов Стараться задавать открытые вопросы (кто …, как…, почему, ваше мнение…, что хотели… и т.д.), которые требуют развернутого ответа, либо разъяснительные («Не поясните ли …», «Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду…»), либо риторические, не требующие прямого ответа, но обеспечивающие поддержку («Мы ведь придерживаемся одного мнения по этому вопросу ?»).
Т ЕХНИКА РАЦИОНАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНО - ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ( ТЕРАПИИ ) ФОРМУЛА РЭПТ (А-В-С) 1.Активирующие события, или активаторы («А»), когнитивных, эмоциональных и поведенческих следствий («С») 2.Взгляды на активирующие события («В») 3.Следствия («С») активирующих событий («А») и взгляды («В») на «А»
П РИМЕРЫ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ КОГНИЦИЙ Мышление по типу «все или ничего». Перескакивание к выводам и негативные нелогичные заключения. Предсказывание будущего. Зацикливание на негативе. Всегда и никогда. Преуменьшение. Эмоциональное рассуждение. Навешивание ярлыков и сверхобобщение. Принятие на свой счет. Ложное «Я». Перфекционизм.
Т ЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С КЛИЕНТОМ 1.Клиентам помогают осознать и описать свои нездоровые не гативные чувства (т. е. тревогу, депрессию, гнев и ненависть к себе) и четко увидеть их отличие от здоровых негативных чувств (т. е. разочарования, грусти, фрустрации, неудоволь ствия). 2.Их подводят к осознанию своих саморазрушительных поступков и просят описать их (т. е. компульсии, зависимости, фобии и бездеятельность), при этом стараются не акцентировать свое образное, но безвредное поведение (например, необычную ув леченность общением, сексом, учебой или работой). 3.Их просят указать конкретные активирующие события в их жизни, которые обычно возникают непосредственно перед патологическими чувствами и поведением. 4.Оцениваются и обсуждаются их рациональные Взгляды, ко торые сопутствуют Активирующим событиям и ведут к непатологическим Следствиям.
Т ЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С КЛИЕНТОМ 5.Оцениваются и обсуждаются их иррациональные Взгляды, которые сопутствуют Активирующим событиям и ведут к патологическим Следствиям. 6.Особенно тщательно определяются их иррациональные взгля ды, содержащие абсолютистские «должен» и грандиозные требования к себе, другим и вселенной. 7.Вскрываются также их иррациональные идеи второго порядка, которые являются производными от их абсолютистских «должен» и «обязан» это «драматизация», «Я-этого-не- переживу», «осуждение» себя и других и нереалистическое сверхобобщение. 8.Особо исследуются и обсуждаются их иррациональные идеи, которые ведут к беспокойству по поводу расстройства, это тревога по поводу тревоги и депрессия из-за депрессии.
Д ИСКУТИРОВАНИЕ ( ОСПАРИВАНИЕ ) ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ИДЕЙ. 1.Детекция включает в себя поиск дисфункциональных Взглядов особенно «должен», «обязан», «надо», которые ведут к саморазрушительным эмоциям и поступкам. 2. Дебатирование представляет собой множество вопросов, которые терапевт задает клиенту, чтобы помочь ему отказаться от своей иррациональной идеи. 3.Дискриминация обозначает помощь терапевта клиенту в определении четких различий между неабсолютными ценностями (его предпочтениями, желаниями, мечтаниями и планами) и абсолютистскими (потребностями, требованиями, императивами).
С ОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРЕШЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ « КРУГ ЗАБОТЫ » КАРТОГРАФИЯ КОНФЛИКТА ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМИРЕНИЯ
С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !