В. Шапиро, директор школы 1319, г. Москва
Особенности информационного общества конвергенция информационных и коммуникационных технологий общество знания глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ
Условия построения информационного общества формирование единого мирового информационного пространства (информационная и экономическая интеграция регионов, стран и народов); становление и доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных ИКТ; создание рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития;
Условия построения информационного общества развитие инфраструктуры (телекоммуникационной, транспортной, организационной); повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях, и, соответственно; обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства; создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение информации.
Образование в информационном обществе Новые требования к образовательному стандарту Новые технологии обучения и управления образовательным процессом Большой объем информации, которую требуется обрабатывать Недостаточный уровень готовности персонала к изменениям
Проблемы руководителя образовательного учреждения в информационном обществе объем информации о ходе протекания и результатах образовательного процесса становится выше, чем уровень достаточного понимания этой информации; механическая обработка без определенного стандартного алгоритма не дает оперативных данных, позволяющих принимать оптимальные управленческие решения по результатам деятельности;
Проблемы руководителя образовательного учреждения в информационном обществе работа школы в инновационном режиме требует многогранного анализа образовательной деятельности, прослеживания динамики изменений и своевременной корректировки;
Информационные и компьютерные технологии Охватывают все области передачи, хранения и восприятия информации Компьютерные технологии – техническая реализация и программное воплощение информационных технологий
Основные направления использования информационных технологий в образовательном процессе обеспечить единое информационное пространство школы; сосредоточить информацию о всех сторонах образовательного, хозяйственного процессов в едином банке данных; создать условия для обработки поступающей информации, ее отслеживания и дальнейшего анализа с помощью ИКТ;
Основные направления использования информационных технологий в образовательном процессе оперативное руководство образовательным процессом по результатам деятельности; внутришкольный контроль и инспектирование на базе объективных данных анализа;
Основные направления использования информационных технологий в образовательном процессе Автоматизация некоторых процессов управления образовательным учреждением (учетная работа, расписания, система напоминаний и т.д.) обеспечить единое технологическое сопровождение единого образовательного пространства учреждения и сети образовательных учреждений
Основные сферы применения информационных технологий в управлении образовательным процессом Аналитические мероприятия по оценке качества образовательных услуг Обеспечение финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения
Основные сферы применения информационных технологий в управлении образовательным процессом Автоматизация процессов управления коллективом и организационных процессов Повышение квалификации педагогического персонала Электронный документооборот Защита информации
Мониторинг - многоуровневая система повторяющихся диагностических процедур, проводимых с использованием количественных методик, максимально объективирующих качественные показатели учебных достижений учащихся
Главные задачи своевременное информирование руководителя о возможном наступлении неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций обеспечение системы образования региона или школы объективными конкретными данными о состоянии дел
Главные задачи выявление позитивных и негативных тенденций в системе образования и перспективное планирование развития системы образования в регионе или образовательном учреждении информационное обеспечение принятия управленческих решений
Информационные технологии в финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения
Основные направления Организация учетной политики образовательного учреждения Накопление и обработка данных о текущей финансово-хозяйственной деятельности предприятия Поддержка долгосрочного и оперативного планирования Составление документации Составление логистических схем
Основные программы Приложения для ведения бухгалтерского учета Приложения для учета материальных ценностей и основных средств Программы для проведения инвентаризации Программы учета фондов Программы учета персонала Программы учета питания учащихся
Информационные технологии в повышении квалификации
контроль реализации внутришкольной системы повышения квалификации и самообразования создание единого образовательного пространства в рамках организации системы повышения квалификации применение дистанционных технологий обучения телеобучение
Электронный документооборот
Группы документов организационные документы учреждения (устав, учредительный договор, структуру, штатное расписание, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка); распорядительные документы учреждения (приказы по основной деятельности, распоряжения, решения); документы по личному составу учреждения (приказы по личному составу, трудовые контракты или договоры, личные дела, трудовые книжки и пр).;
Группы документов финансово-хозяйственные и бухгалтерские документы учреждения (главная книга, годовые отчеты, бухгалтерские балансы, акты ревизий и инвентаризаций, сметы, счета, кассовые книги и др.); информационные и справочные документы учреждения (акты, письма, факсы, справки, телефонограммы, докладные записки, протоколы и др.); нормативные документы вышестоящих органов (налоги, охрана окружающей среды и др.); коммерческие контракты (договоры), являющиеся основными документами предпринимательской деятельности.
Автоматизация организационных процессов
Основные направления Краткосрочное планирование Система оповещений Составление расписания Учет загруженности кабинетов Нагрузка преподавательского состава Контроль посещаемости и заболеваемости Электронный журнал Автоматизация составления отчетной документации
Электронный журнал pupil / pupil - учащийся 8а класса Баранов Александр teacher / teacher - учитель математики classruk / classruk - классный руководитель 8а класса adminou / adminou - администратор образовательного учреждения
Защита информации
Ограничение доступа к конфиденциальной информации (Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации) Шифрование персонифицированных данных Техническая защита серверной части Обеспечение гарантий по ограничению доступа несовершеннолетних к ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу