Урок-исследование по русскому языку для учащихся 6 класса Учитель русского языка и литературы, Яковенко Нина Ивановна. МОУ Казанцевская основная школа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель нашего исследования: Значение вежливых слов и их влияние на взаимоотношения людей.
Advertisements

Проект Учащихся 6 Б класса МОУ СОШ 1 Р.п.Лысые Горы Саратовской области Руководитель Власова М.В.
Развитие речи. Худо тому,… За добро… Добро… …добром платят. …украшает человека. …кто добра не делает никому.
Употребление обращений в речи Урок первичного закрепления новых знаний.
Тема проекта Защита окружающей среды. Краткая аннотация проекта В процессе анализа проблемы загрязнения окружающей среды учащиеся осваивают методы сбора.
Междометия и звукоподражательные слова Консультант: Самохина Юлия Николаевна Работа учениц 10а класса школы 376 Красницкой Юлии и Панкратовой Надежды.
Нас во всем окружает волшебство. Оно в дыхании природы, в музыке и живописи, в любящих глазах и прикосновениях. Все это лечит, дарит удачу или просто.
Речевой этикет Материал к уроку русского языка в 5 классе МБОУСОШ 31 Учитель русского языка Возвышаева И.В.
Что такое вежливость? Вежливость-соблюдение правил приличия. Вежливость – доброе поведение. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было.
То, что нужно осмыслить до урока. Речевая этика - это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально- культурных ценностях.
Урок русского языка по теме «Междометие» Цели занятия: Знакомство с междометием как частью речи. Постановка знаков препинания в предложениях с междометиями.
Классный час Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость. Вежливый человек приветлив и внимателен.
Т ЕМА УРОКА : «У МЕЕМ ЛИ МЫ УПОТРЕБЛЯТЬ В РЕЧИ ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА »
Цитата: Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может.
«Вещное и вечное в повести Н. В. Гоголя «Портрет». Что победило, что погубило и почему?
Вежливость - это качество человека, для которого уважение к людям стало обычной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
Тема учебного проекта: Неповторимая планета Эмоций.
Неизменяемая часть речи. Звуковой сигнал, который выражает, но не называет чувства, побуждения.
«Вещное и вечное в повести Н. В. Гоголя «Портрет». Что победило, что погубило и почему?
Учебная тема проекта Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.
Транксрипт:

Урок-исследование по русскому языку для учащихся 6 класса Учитель русского языка и литературы, Яковенко Нина Ивановна. МОУ Казанцевская основная школа

«Что за слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо?»

Этикетные слова Этикетные слова в речи нам нужны всегда Слово «здравствуй» и «прощай» Ты почаще повторяй. О «спасибо» не забудь, Всегда вежливым ты будь! Говори: «Благодарю! То слово вам дарю!» И «пожалуйста» всегда Говорите всем, Тогда в просьбе отказать не смогут, Будут рады вам помочь. «Здравствуй, до свидания, с добрым утром, Добрый день» - повторять нам вновь не лень. И «пожалуйста, спасибо» И «пожалуйста, спасибо» Говорю до сотни раз. Это просто некрасиво Забывать про них подчас. Мы живём среди людей! Уважайте же людей! Вам сторицею воздастся. И не надо притворяться, Что слова те не нужны, Они в речи так важны.

Проблема: «К каким частям речи относятся слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо?»

Гипотеза: Данные слова – остатки повелительного наклонения глаголов. Часть речи – междометия.

Учебные цели: 1. Определить: положение в системе частей речи слов здравствуйте, пожалуйста, спасибо. 2. Повторить особенности образования повелительного наклонения глаголов. 2. Повторить особенности образования повелительного наклонения глаголов. 3. Актуализировать знания о междометии как части речи. 3. Актуализировать знания о междометии как части речи. 4.Установить причинно- следственные связи между данными словами и особенностями глаголов, междометий. 4.Установить причинно- следственные связи между данными словами и особенностями глаголов, междометий. 5. Выяснить этимологию слов : здравствуйте, пожалуйста, спасибо. 5. Выяснить этимологию слов : здравствуйте, пожалуйста, спасибо. 6. Формировать умение правильно использовать в речи данные слова.

Дидактические цели: 1.Повысить интерес к языку и употребляемым словам. 1.Повысить интерес к языку и употребляемым словам. 2.Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; 3.Совершенствование навыков исследовательской деятельности; 4. Формирование навыков работы в команде. 5. Приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации. 2.Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; 3.Совершенствование навыков исследовательской деятельности; 4. Формирование навыков работы в команде. 5. Приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации. 6. Воспитание вежливости. 6. Воспитание вежливости.

Основополагающие вопросы: Слова здравствуйте, пожалуйста, спасибо- глагол или междометия? Какое у них место в системе частей речи?

Результаты исследований: Презентация исследовательской деятельности учащихся 6 класса. Презентация исследовательской деятельности учащихся 6 класса. Таблица. Таблица. Сочинение- рассуждение. Сочинение- рассуждение.

Этапы работы: -формирование целей исследования; -формирование групп для проведения исследования; -работа в группах -подготовка презентации, составление таблицы, написание сочинений (выбор за группой остается) -защита проекта, таблицы, сочинения. -коллективное обсуждение, результаты оценки.

Работа в группах: 1 группа: Исследование этимологии слов. Здравствуй- образовано морфолого-синтаксическим путем на базе формы 1 лица ед.ч. глагола здравствовать- «приветствовать». Здравствуй вместо здравствую в результате отпадения безударного у. Здравствуй- образовано морфолого-синтаксическим путем на базе формы 1 лица ед.ч. глагола здравствовать- «приветствовать». Здравствуй вместо здравствую в результате отпадения безударного у. Спасибо- представляет собою сращение спаси богъ, с отпадением после падения редуцированного ъ и конечного г (ср. укр. спасибi ). Спасибо- представляет собою сращение спаси богъ, с отпадением после падения редуцированного ъ и конечного г (ср. укр. спасибi ). Пожалуй- вероятно, из пожалую- «сделано это для тебя» ( ср. благодарствуй). Конечное безударное у отпало. Пожалуйста от пожалуй сударь. ( Н.М.Шанский, В.В.Иванов, Т.В.Шанская. Краткий этимологический словарь русского языка.) Пожалуй- вероятно, из пожалую- «сделано это для тебя» ( ср. благодарствуй). Конечное безударное у отпало. Пожалуйста от пожалуй сударь. ( Н.М.Шанский, В.В.Иванов, Т.В.Шанская. Краткий этимологический словарь русского языка.)

2 группа: Выявление особенностей глаголов и их употребления. Здравствовать- здравствуй (те) Здравствовать- здравствуй (те) Ср. отрезать- отрезай (те) Ср. отрезать- отрезай (те) Спасти- спаси (те) посмотреть- посмотри (те) Спасти- спаси (те) посмотреть- посмотри (те) Пожаловать- пожалуй (те) посоветовать- посоветуй (те) Пожаловать- пожалуй (те) посоветовать- посоветуй (те) Все это формы повел. накл. Все это формы повел. накл. Особенности употребления: участвуют в образовании предложений, выражают побуждение к действию, являются членами предложений.

3 группа: Повторение междометий и их употребления. Особенности употребления: могут образовывать предложение, выражают чувства говорящего, не являются членом предложения, активны только в разговорной речи, на письме выделяются запятыми. (Ср.-Ура! Особенности употребления: могут образовывать предложение, выражают чувства говорящего, не являются членом предложения, активны только в разговорной речи, на письме выделяются запятыми. (Ср.-Ура! -Ой, а это кто?) -Ой, а это кто?)

4группа: Употребление в речи слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, ситуации. Пример ситуаций. -Здравствуй, как дела? -Скажите, пожалуйста, как пройти в библиотеку? -Спасибо за участие. -Здравствуйте! Вывод: образуют самостоятельно предложение, активны только в разговорной речи, слова здравствуйте, пожалуйста на письме выделяются запятыми, не являются членами предложения.

Общий вывод слова здравствуйте, пожалуйста, спасибо-остатки форм повел. накл. глаголов. Но! Они потеряли свое значение. слова здравствуйте, пожалуйста, спасибо-остатки форм повел. накл. глаголов. Но! Они потеряли свое значение. Здороваемся, выражаем просьбу и благодарим мы друг друга с помощью этих слов из-за этикета, забывая их истинное значение. Таким образом, данные слова междометия! Здороваемся, выражаем просьбу и благодарим мы друг друга с помощью этих слов из-за этикета, забывая их истинное значение. Таким образом, данные слова междометия!

Таблица Здравствуйте Пожалуйста Спасибо От глаголов: От междометий: Остатки повел. накл. Выражают отношения Не являются членами предложения Активны в разговорной речи Выделяются на письме запятыми

Рефлексия учащихся. Сегодня я понял____________________________ Сегодня я понял____________________________ Я узнал__________________________________ Я узнал__________________________________ Мне понравилось____________________________ Мне понравилось____________________________ Я буду__________________________________ Я буду__________________________________