Развитие системы ОКО в России: уроки и перспективы Международный форум «ЕВРАЗИЙСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ» г. Ярославль, апреля 2013 года Болотов В.А., вице-президент Российской академии образования
Участие России в Международных сравнительных исследованиях Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений - IEA TIMSS (1995, 1999, 2003, 2007, 2008, 2011годы) PIRLS (2001, 2006, 2011 годы) CIVIC (1999, 2000 годы) ICCS (2009 годы) TEDS (2008 год) ICILS (2013) Организация экономического сотрудничества и развития – OECD PISA (2000, 2003, 2006, 2009, 2011 годы) TALIS (2008 год)
Использование результатов международных сравнительных исследований ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Введение образовательных стандартов нового поколения. Создание новых учебников Обновление программ повышения квалификации учителей. Проведение углублённых исследований Основой разработки содержания и технологии проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и ряда мониторинговых исследований стало: Опыт участия в международных программах оценки Опыт проведения Всероссийского централизованного тестирования (с 1986 г.)
Введение Единого государственного экзамена ГОД Кол-во субъектов РФ584 Кол-во предметов813 Кол-во ВУЗов (и филиалов) Число экзаменов Беспрецедентный по срокам и массовости участия образовательный проект
РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА Публичная открытость Пресс-конференции, публикации в СМИ, работа с регионами.
СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГЭ СТРУКТУРА ТЕСТА Часть А. Задания с множественным выбором. Часть В. Задания с кратким ответом. Часть С. Задания с развёрнутым ответом (рассуждение, эссе, решение задачи и т.п.) ТЕХНОЛОГИЯ Ответы на задания частей А и В проверяются автоматизировано, на задания части С – экспертами. Проверка результатов - до 6 дней на рус. язык и математику, до 4 дней на предметы по выбору.
РЕФЛЕКСИЯ ОПЫТА Проанализированы и описаны успехи и ошибки Уроки 1.Политическая поддержка. 2.Шаг за шагом. 3.Общественная дискуссия. 4.Общественный контроль. 5.Интерпретация результатов. 6.Проведение дополнительных исследований. См. подробнее: Болотов В.А., Вальдман И.А., Ковалёва Г.С., Пинская М.А.. Анализ опыта создания российской системы оценки качества образования.
Обсуждение хода введения ЕГЭ Систематическое обсуждение хода введения ЕГЭ с коллегами из СНГ и стран дальнего зарубежья.
СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ЕГЭ ЕГЭ перегружен Много случаев неправомерного использования результатов: Рейтинги школ и муниципалитетов Аттестация педагогов Оценка деятельности губернаторов «Наказание невиновных и награждение непричастных»
ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ ЕГЭ Совершенствование содержания КИМ (ориентация на компетентности) Введение базового и профильного уровней ЕГЭ по обязательным предметам (математика и русский) Повышение информационной безопасности процедуры экзамена Определение роли и места ЕГЭ в оценке работы учителей и эффективности деятельности образовательных учреждений. Мониторинги!
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Международные исследования Международные исследования + ЕГЭ Международные исследования + ЕГЭ + мониторинговые исследования Закон «Об образовании» Федеральная целевая программа развития образования Государственная программа «Развитие образования» на гг. Система ОКО в ключевых правительственных документах:
Гос. политика: приоритеты в сфере ОКО Госпрограмма «Развитие образования» на гг. Формирование современной и сбалансированной общероссийской системы оценки качества образования, включающей в себя не только национальные экзамены, но, прежде всего, мониторинговые обследования обучения и социализации, процедуры оценки результатов обучения на уровне школы.
Программы оценки учебных достижений школьников в России Экзамен выпускной Экзамен Вступительный в вуз Национальные мониторинги Международ. срав. исследов. Единый государственный экзамен, 11 класс Государственная итоговая аттестация, 9 класс Единый государственный экзамен, 11 класс В стадии разработки и апробации: Готовность к обучению в начальной школе (1 класс) Оценка качества начального образования (4 класс) Оценка качества основного образования (9 класс) PISA, TIMSS, PIRLS, ICCS, … + ОЦЕНКА НА УРОВНЕ ШКОЛЫ Внутриклассное оцениваниеОценка индивидуального прогресса
ВАШИ ВОПРОСЫ