Название конкурса: VII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» Номинация: 3 Этнографические исследования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русский народный костюм Жукова Л. Е. Средняя общеобразовательная школа п. Октябрьский.
Advertisements

КОСТЮМ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ XIX ВЕКА Летняя и обрядовая одежда.
Коллекция кукол в русских народных костюмах проект Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
Основу любого русского костюма составляла РУБАХА. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом.
Северорусский костюм или, как его ещё называют, женский сарафановый комплекс был широко распространен в северных и центральных губерниях. Главной и самой.
Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь. Хвалят на девке шёлк, когда в самой девке есть толк.
Народный русский костюм Выполнила: Лахтина Анастасия Учитель: Абрамова Т.В.
И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая ее вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блесток. Сочетание.
Тема: Прелесть русского сарафана 3 ноября 1.Нижегородский костюм с сарафаном 2.Архангельский костюм с пестрядинным сарафаном 3.Вологодский костюм с сарафаном.
Народный праздничный костюм Автор: Гришин Михаил Александрович. 8 класс МОУ «СОШ С.Аряш» Номинация: «История национального костюма» Учитель : Сатвалдиева.
Народный русский костюм Выполнили: Дергунова Алина, Путина Екатерина, Гвоздева Алина Проверила: Батуева С. А.
Женский русский народный костюм конца 18-начала 19 веков Цели и задачи : знакомство с традиционным русским костюмом, воспитание национального самосознания.
Тема урока: «Изготовление куклы берегини » 5 класс.
Русский народный костюм Руси IX – ХIХ вв. IX – ХIХ вв.
Женский тульский костюм Чиненова Елена Николаевна учитель технологии МОУ «Анишинская СОШ»
1 Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства (Пословица) Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.
Народный праздничный костюм Урок изобразительного искусства, 5 класс Автор: Тюгашева Лариса Николаевна Учитель изобразительного искусства МОУ «СОШ с углубленным.
Выяснить, как влияют особенности русского народного костюма на создание и стилизацию современной одежды Изучить историю русского народного костюма; Выявить.
Традиционное ткачество народов Республики Коми Автор презентации ученица 8 класса Автор презентации ученица 8 класса Муниципальное общеобразовательное.
Русский народный женский костюм Костромской губернии ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА XVII – XX ВЕКОВ.
Транксрипт:

Название конкурса: VII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» Номинация: 3 Этнографические исследования Название организации: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Приупская средняя общеобразовательная школа» администрации муниципального образования Киреевский район Название коллектива: Гуреева Наталья Александровна 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение «Приупская средняя общеобразовательная школа» администрации Киреевский район, п. Приупский, Киреевский район,Тульская область. Название проекта: «Тайны русского сарафана» Руководитель: Строчкова Светлана Ивановна Год проведения работы: Ноябрь 2008 г.

Я учусь в Приупский школе. Конечно, учиться трудно, но необходимо. Учение- это каждодневный труд. Хотелось бы отметить, что наша школа –настоящий очаг культуры. Здесь каждый ученик может найти занятие по своим интересам. Я посещаю кружок прикладного творчества, который преподаёт педагог Строчкова Светлана Ивановна. Мы шьём, вышиваем, при этом каждый раз что-то новое!. Каждый раз новый секрет! Мне нравиться участвовать в школьных мероприятиях, соревнованиях. Ко всему этому подхожу серьёзно, с интересом и добиваюсь положительных результатов.

Цель исследования: 1. Воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию русского народа, ориентирующейся на общечеловеческие ценности. 2. Сформирование знаний по истории развития русского сарафана, его особенностей. 3. Воспитание чувства прекрасного, чувство гордости за глубокие исторические и духовные корни нашей страны. 4. Совершенствование навыков работы со словарем и умение отбирать наиболее важное, существенное из разных источников. Задачи исследования: 1. Изучение исторических сведений о русском сарафане. 2. Расширение знаний и обогащение кругозора. 3. Развитие творческих возможностей. 4. Ввоспитание уважения к общечеловеческим ценностей, заложенным в народном искусстве и активизация познавательного интереса к творчеству своего народа.

Тема исследования очень актуальна, потому что в настоящее время одним из важнейших направлений политики администрации области стала проблема возрождения культурно-народных ценностей. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней и традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась исходными теоретико-методологическими позициями; интеграцией различных подходов к решению поставленной проблемы; структурой, содержательной целостностью и логической последовательностью изложения материала; применением комплексной совокупности методов и средств исследования;

В работе были использованы следующие методы : 1. Объяснительно - иллюстративный ; 2. Метод проблемного изложения ; 3. Исследовательский ; 4. Информационный.

в котором имеется альбом с русскими народными костюмами, и один из которых сшит нами. В нашем кабинете находится уголок старины,

. Картотека данных была очень объёмной. Материал я брала из школьной библиотеки и у учителя технологии. Для начала я овладела теоретическим материалом и сумела проанализировать прочитанное, сделала самостоятельные выводы. Конечно, учитель технологии во многом помогала. Предоставленный ею материал позволил поэтапно пройти нелёгкий, но очень увлекательный и полезный путь к вершинам знаний.

Результаты исследования: русский народный сарафан окончательно сложился в 17 веке. Именно с этой поры крестьяне стали хранителями традиций русской национальной одежды ; народная одежда являлась одним из компонентов обрядов и обычаев, а также несла обереговую и социальную функцию ; для изготовления русского народного сарафана необходим немалый опыт.

Северорусский костюм или, как его еще называют, женский сарафановый комплекс был широко распространен в северных и центральных губерниях. Главной и самой известной частью этого костюма являлся сарафан. XIV в.

Рубаха Сарафан Епанечка Для праздников сарафаны шили из шелка, блестящей парчи и цветной плотной ткани, украшали узорной полосой, тесьмой, узорными пуговицами, вышивкой. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.

XVI-XVII вв. XVI-XVII вв.

Русский народный сарафан XIX век. Русский народный сарафан XIX век. Девичий костюм Московской губернии Русский народный сарафан - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, наполненное могучей животворной силой. Рябушкин Андрей Втерся парень в хоровод, ну старуха охать 1902.

Костюм женский праздничный. Россия, кон.XVIII-нач.XIX в. Сарафан косоклинный распашной, душегрея, шейное украшение -ожерелок,

Сараф á н, - м. – а – встарь мужской, долгий кафтан особого покроя. Женская русская одежда, безрукавная, с проймами для рук и поясом. // "Наденьте толстую рубашку, сарафан, да и ступайте смело в Тугилово" ("Барышня-крестьянка") середина XIX века. ткань фабричная, позумент, сукно, ситец, металл...

Изготовление выкройки и раскрой ткани Последовательность изготовления изделий. окончательная отделка

1.1. Построение чертежа в масштабе 1:4 и в натуральную величину Расчёт количества ткани для пошива изделия Изготовление выкройки и раскрой ткани. 1.Изготовление выкройки и раскрой

2. Последовательность изготовления изделий Раскрой сарафана 2.2. Обработка и соединение деталей Подготовка изделия к первой примерке Первая примерка изделия. 2.5 Подготовка изделия ко второй примерке Вторая примерка и обработка изделия после неё. 2.7 Окончательная обработка изделия.

...Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц. Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка. (Н.Некрасов) И. П. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»

Сарафанчик Мне наскучило, девицы, Одинешенько в светлице Шить узоры серебром ! И без матушки родимой Сарафанчик мой любимый Я надела вечерком – Сарафанчик, расстегайчик ! В разноцветном хороводе Я играла на свободе И смеялась как дитя ! И в светлицу до рассвета Воротилась, только где – то Разорвала я шутя Сарафанчик, расстегайчик ! Долго мать меня журила И до свадьбы запретила Выходить за ворота. Но за сладкие мгновенья Я тебя без сожаленья Оставляю навсегда, Сарафанчик, расстегайчик ! А. И. Полежаев «Приготовление невесты»

Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении делали женщину похожую на лебедя и не даром в народных песнях и сказках женщин зовут лебёдушками. В произведениях многих русских художников и поэтов отразилась вся красота русского костюма. Помните как у Есенина : « Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы И холщовый ее сарафан »?

Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Мы должны знать прошлое, чтобы придумывать новое. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Мы должны знать прошлое, чтобы придумывать новое. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций.

Словарь ключевых терминов Атлас - сорт шелковой гладкой блестящей ткани. Галун - нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы на одежду. Душегрея - женская теплая кофта без рукавов. Домотканина - вытканное домашним, кустарным способом полотно. Епанечка - одна из разновидностей душегреи, даже холодника : короткая, на узких лямках, древнейший тип безрукавки Кашемир - тонкая шерстяная или полушерстяная ткань. Кисея - прозрачная тонкая ткань. Кичка - старинный русский праздничный головной убор замужней женщины. Кокошник - старинный, преимущественно северорусский, женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом. Коленкор - род хлопчатобумажной ткани ; Косоклинный сарафан - сарафан выкроенный по косой линии. Кумач - хлопчатобумажная ярко - красная ткань. Кушак - пояс, обычно широкий, матерчатый. Мохры - бахрома на женском головном уборе. Парча - плотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми серебряными нитями. Передник - одежда, защищающая перед платья от грязи. Пестрядь, пестрорядь - грубая льняная или бумажная ткань из разноцветных ниток, обычно домотканая, пестрядинный сарафан. Повязка - старинный девичий головной убор с открытой макушкой. Пояс - лента, шнур, ремень для завязывания, застёгивания на талии ; кумач - хлопчатобумажная ярко - красная ткань. Рубаха - русская одежда из легкой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела ( мужская ) или как нижнее бельё ( женская ). Сарафан - русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами. Холодник - короткая одежда, конструктивно похожая на душегрею, изготавливалась из холста, сукна и также служила верхней женской летней одеждой. Чохры - налобник на женском головном уборе. Штоф - тяжелая шелковая или шерстяная ткань.

Список литературы : 1. Алленов М. Мастера русской живописи - / М. Алленов – М. Белый город, – с Дудникова Г. П. История костюма -/ Г. П. Дудникова – Ростов н / Д : Феникс, с Искусство : учебно - методическая газета для учителей МХК, музыки и изо (356).- с Кислицина Т. Г. Русская семья -/ Т. Г. Кислицына – М. Белый Город,2008. – с Короткова М. В, Путешествие в историю русского быта - / М. В. Короткова – М. Дрофа, с Русский праздничный народный костюм. – М. Мозаика синтез. - с.18

: Название коллектива: Гуреева Наталья Александровна 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение«Приупская средняя общеобразовательная школа» администрации Киреевский район, п. Приупский, Киреевский район,Тульская область. Консультант: Строчкова Светлана Ивановна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Приупская средняя общеобразовательная школа» администрации Киреевский район, учитель технологии. Контактные координаты руководителя: Тульская область, Киреевский район, п. Приупский, ул.Советская, д. 7-а, 8 –(48754) –