Развитие мотивации к обучению на уроках технологии, ИЗО, музыки и физкультуры.
План заседания Развитие мотивации к обучению на уроках (Чернышова Н.Н.). Из опыта работы учителей школ района. Сказкотерапия, как один из видов педагогической арт-терапии (Северенкова Т.А.). …. (Кубанова О.Л.)
Что такое мотивация? Успех в учебе = умение + желание Мотивация – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться…
Виды мотивации: внутренняя внешняя идентифицированная
-Внутренняя мотивация: занимаюсь, потому что мне нравится учиться. Или: потому что мне нравится математика,... -Внешняя мотивация: занимаюсь, потому что я хочу, чтобы учитель (родитель) был мной доволен. Или: потому что мой отец (мать) – … и от меня ждут, что я тоже добьюсь успехов в учёбе. - Идентифицированная мотивация: занимаюсь, потому что оценка важна для моего поступления. Или: потому что умение хорошо считать пригодится мне в будущем.
Основа любой мотивации – влияние окружения Факторы Множество факторов формируют мотивацию к учению: уровень профессиональной компетентности преподавателя педагогическое мастерство способность не пересказать учебный материал, а увлечь им учащихся.
Виды поощрений и правила их использования одобрение похвала устная и письменная благодарность награда ответственное поручение проявление доверия и восхищения, заботы и внимания прощение за проступок.
1. Хвалить следует, в основном, за приложенные усилия, а не за то, что дано человеку от природы: способности или внешние данные. Незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против педагога. 2. Не следует при классе хвалить ученика за то, что не поддерживается группой, даже если это совершенно правильное, с точки зрения педагога, поведение. Такая похвала порождает уже не зависть, а агрессию. Так, если только один ученик из класса подготовился к уроку, похвала в его адрес, как правило, противопоставляет его группе, хотя он, конечно же, ни в чем не виноват. В этом случае лучше похвалить его наедине. 3. В каждой группе всегда есть неформальная иерархия, одни считаются более заслуживающими похвалы, чем другие. Настойчиво хвалить "козлов отпущения" – дело довольно опасное для них же и для отношения группы к педагогу. Это не значит, что их нельзя хвалить. Как раз их нужно поддерживать, но мотивированно, постепенно меняя отношение к ним группы, обращая ее внимание на учебные или иные успехи не столь популярных одноклассников. 4. Дети очень охотно и преувеличенно приписывают учителям "любимчиков", и у учителей действительно и обоснованно есть более приятные для них ученики, но хвалить их нужно с учетом подходящего, адекватного для похвалы момента.
Роль учебной отметки Ошибки: педагог обесценивает свои отметки их постоянным завышением. Отметка "отлично" такого учителя утрачивают свою функцию стимулирования; педагог очень скуп на хорошие оценки, считая, что это повышает требовательность к уровню знаний и, следовательно, улучшает информированность учащихся. инертность педагога в оценивании отдельных учеников, принимающая характер ярлыка, клейма на его уровне знаний.
Создание ситуации успеха использование на уроке инновационных, творческих приемов решения учебных задач принцип открытых перспектив организация соревнования учащихся