Понятие художественной культуры Возникновение слова культура (лат. возделывание). Культура и натура. Натура как мир природный, не зависимый от человека. Культура как воздействие человека на натуру (природу). Материальная культура (техника), усиливающая телесные способности человека. Интеллектуальная культура (наука) как приложение умственных способностей человека. Художественная культура (искусство) как выражение эмоциональных переживаний человека. Разнообразие мира искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика, музыка, танец, театр, кино, фото, дизайн). Изобразительные виды искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика).
культура первобытного человека Наскальная живопись
Предыстория, или первобытная история, была наиболее продолжительным периодом истории человечества. Около полутора миллионов лет стоил человеку процесс эволюции его анатомии, в результате которого он получил свой нынешний облик.
Примерно миллион лет назад на востоке африканского континента, а немного позже, и в Евразии, начали появляться первые изделия из камня. Их создателями были «Homo habilis», «Homo erectus» или «Homo presapiens», обитавшие в Восточной Африке, в Азии и Европе. Но первые проявления искусства имели место значительно позже: его происхождение относится к лет до РХ Однако ни появление каменных орудий, ни первых форм искусства было бы невозможно, если бы в процессе эволюции у человека не освободились руки.
Изготовление орудий труда как граница между животным и человеком Первые из найденных каменных орудий труда были изготовлены примерно два с половиной миллиона лет тому назад, предположительно Homo habilis ? человеком умелым. Первая технологическая революция произошла около трехсот тысяч лет назад вместе с появлением сложных орудий труда. Именно она повлекла развитие языка, лобных долей мозга и кистей рук. Именно потребность в сложных орудиях труда, а не сам труд, сделали из нас тех, кем мы стали сегодня.
СОВРЕМЕННАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ПО МАТЕРИАЛУ ОРУДИЙ ТРУДА АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭПОХИХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ I. Каменный век 1. Палеолитнижний1500–100 тыс. лет н средний100–40 верхний40–14 2. Мезолит 12–8 тыс. лет до н.э. 3. Неолит* 8-5 II.Медный век* 5–3 III. Бронзовый век* 3–1 IV. Железный век* с 1 тыс. до н.э. до
Особенность пещерных изображений палеолита: – первые наскальные изображения штрихи, красочные пятна, контуры рук. – освоение приемов графики (контурный рисунок, передача объема штриховкой и тенями); – передача в рисунке действия и силы (важнее, чем передача формального сходства); – Не соблюдены пропорции (отсутствие перспективы) – точность в передаче признаков животного и его движений палеолитическим художником; – изображение животного как удостоверение родства с ним (тотемическое родство) – Очень редко изображены человек, птицы, растения, насекомые, змеи…
Неандерталец В эпоху среднего палеолита появляются погребальные ритуалы. Неандертальский человек был первым, кто начал хоронить своих покойников в настоящих могилах, хотя и весьма примитивных и без погребальных принадлежностей. Покойников, как правило, закапывали в землю, укладывая их в позе эмбриона, возможно, надеясь, что это обеспечит ему возвращение в лоно Матери- Земли.
Кроманьонец Искусство родилось около лет назад, в последнюю эпоху палеолита. Его автором был кроманьонец, человек, похожий на современного человека, погребавший своих мертвых с совершением ритуальных жертвований. Совершенно очевидно, что он верил в жизнь после смерти. В этой ситуации создание произведений искусства превращается в этой обстановке в комплекс духовных и метафизических проявлений, как, к примеру, уже упоминавшийся культ покойников, который, несонменно, отличает человека от животного. Но почему человек в эпоху палеолита начал заниматься тем, что мы сегодня называем искусством?
Первые рисунки примитивны Выполнены веткой, пальцем, костью Прямые и волнистые линии (макароны) Минеральные карски желтого, коричневого цвета, уголь. Одиночные животные
В эпоху Верхнего палеолита появились первые наскальные изображения на темы, связанные с обилием четвероногих животных. Этот тип рисунков не преследовал чисто декоративных целей. На них изображались, главным образом, сцены охоты, в том числе и предположительно связанные со священными ритуалами, имеющими отношение к магии. При создании этих изображений в некоторых случаях для выделения деталей контура изображаемой фигуры использовались особенности скальных образований
Перед вами самый древний из известных нам ныне рисунков. Он был сделан 35 тысяч лет назад в пещере Шавэ на территории нынешней Франции.
Пещера Ласко (Франция) Человек- схематично, с клювом, линяя с 4- мя пальцами Слева – носорог Справа – раненный бизон наносит последний удар (человек падает)
в Альтамире в Кантабрии (Испания).