Роль симуляционного обучения в обеспечении качества образования Проректор по учебно-методической работе Самарского государственного медицинского университета Т.А. Федорина Проректор по учебно-методической работе Самарского государственного медицинского университета Т.А. Федорина
Российское общество симуляционного обучения в медицине – второй съезд в 2013 г. Роль симуляционного обучения в обеспечении качества образования Европейская ассоциация по медицинскому образованию – сороковой съезд в 2013 г. (Прага)
Симуляция - это имитация процесса с помощью механических, электронных и виртуальных (компьютерных) моделей имитация процесса с помощью механических, электронных и виртуальных (компьютерных) моделей современная технология практической подготовки студентов (и медицинского персонала) и ее оценки, включающая освоение практических навыков, выработку автоматически повторяемых действий, принятия адекватных решений, основанная на моделировании клинических и иных ситуаций современная технология практической подготовки студентов (и медицинского персонала) и ее оценки, включающая освоение практических навыков, выработку автоматически повторяемых действий, принятия адекватных решений, основанная на моделировании клинических и иных ситуаций форма организации самостоятельной работы форма организации самостоятельной работы Роль симуляционного обучения в обеспечении качества образования
Многократное наблюдение и повторение Многократное наблюдение и повторение Лабораторные животные Лабораторные животные Анатомические препараты Анатомические препараты Имитационный и виртуальный тренинг Имитационный и виртуальный тренинг Доклинический период обучения становится четко структурированным и ориентированным на результат – Доклинический период обучения становится четко структурированным и ориентированным на результат – приобретение практического опыта еще до начала работы с пациентом Роль симуляционного обучения в обеспечении качества образования
Роль симуляционного обучения в обеспечении качества образования Безопасность для пациента Безопасность для пациента Возможность доведения навыка до автоматизма Возможность доведения навыка до автоматизма Возможность самоконтроля Возможность самоконтроля Высокая эффективность Высокая эффективность
Уровни реалистичности симуляционного обучения: Уровни реалистичности симуляционного обучения: 1. Клинические (ситуационные) задачи; 2. Подручные материалы, муляжи и фантомы, манипуляционные тренажеры; 3. Манекены – механические модели низкой степени реалистичности; Роль симуляционного обучения в обеспечении качества образования
Уровни реалистичности симуляционного обучения: Уровни реалистичности симуляционного обучения: 1. Ролевые игры и стандартизованный пациент; 2. Системы виртуального тренинга – электронные учебники, интерактивные учебные пособия, роботы-симуляторы, управляемые компьютером Роль симуляционного обучения в обеспечении качества образования
Проблемы: Проблемы: 1. Отсутствие концепции и программы практической подготовки (это не перечень практических навыков); 2. Недостаточная подготовка педагогических кадров; 3. Дискретность учебного процесса и отсутствие коммуникации; 4. Недостаточное использование симуляционных центров для аттестаций; 5. Несоответствие международным стандартам; 6. Отсутствие оценок экономической эффективности; Роль симуляционного обучения в обеспечении качества образования
Благодарю за внимание!