БИОЛОГИЯ ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ 9 КЛАСС Сергей Григорьевич Мамонтов, Владимир Борисович Захаров, Николай Иванович Сонин Ирина Александровна Еву, учитель биологии МОУ «Таврическая гимназия», сентябрь, 2008 год
ТЕМА: Теория Чарлза Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора. Тема урока: Научные и социально- экономические предпосылки возникновения теории Чарлза Дарвина. Цель урока: рассмотрение в общей форме состояние науки первой половины XIX века, рассмотрение в общей форме состояние науки первой половины XIX века, ознакомление с предпосылками возникновения дарвинизма. ознакомление с предпосылками возникновения дарвинизма.
Концепция эволюции: Современные организмы возникли от более древних форм жизни, унаследовали от них ряд признаков и претерпели различные изменения. Современные организмы возникли от более древних форм жизни, унаследовали от них ряд признаков и претерпели различные изменения.
Предпосылки возникновения дарвинизма: В первой половине XIX века в странах Западной Европы, особенно в Англии, интенсивно развивался капитализм, который стимулировал развития науки. В первой половине XIX века в странах Западной Европы, особенно в Англии, интенсивно развивался капитализм, который стимулировал развития науки.
Предпосылки возникновения дарвинизма: Спрос промышленности на сырьё и населения на продукты питания способствовал развитию селекции. Селекционеры путём гибридизации и отбора вывели новые породы крупного рогатого скота, лошадей, свиней, птиц и сорта сельскохозяйственных и декоративных растений. Впечатляющие успехи практической деятельности селекционеров свидетельствовали против представлений о неизменности видов в природе. Именно данные селекции использовал Ч.Дарвин при создании учения о искусственном отборе. Спрос промышленности на сырьё и населения на продукты питания способствовал развитию селекции. Селекционеры путём гибридизации и отбора вывели новые породы крупного рогатого скота, лошадей, свиней, птиц и сорта сельскохозяйственных и декоративных растений. Впечатляющие успехи практической деятельности селекционеров свидетельствовали против представлений о неизменности видов в природе. Именно данные селекции использовал Ч.Дарвин при создании учения о искусственном отборе.
Предпосылки возникновения дарвинизма: Большую роль в подготовке дарвинизма сыграли конкретные исследования и ряд теоретических обобщений, разработанных в XVIII и в первой половинеXIX веков: Большую роль в подготовке дарвинизма сыграли конкретные исследования и ряд теоретических обобщений, разработанных в XVIII и в первой половинеXIX веков:
Ж.Кювье Создал палеонтологию. Создал палеонтологию. Заложил основы геохронологии. Заложил основы геохронологии.
И.В. Геже, Г. Бронц Исследования по сравнительной морфологии и анатомии свидетельствовали о едином плане строения позвоночных животных. Исследования по сравнительной морфологии и анатомии свидетельствовали о едином плане строения позвоночных животных.
К.Бэр Исследования сравнительной эмбриологии приводили к мысли о единстве происхождения хордовых животных. Исследования сравнительной эмбриологии приводили к мысли о единстве происхождения хордовых животных.
И.Кант Его труды заложили основы представлений о возможности эволюции космических тел. Его труды заложили основы представлений о возможности эволюции космических тел.
Т.Шванн Клеточная теория убеждала в единстве происхождения растительного и животного мира. Клеточная теория убеждала в единстве происхождения растительного и животного мира.
Ч.Лайель Разработал теорию эволюции Земли. Разработал теорию эволюции Земли.
Ч.Дарвин Его гениальный ум сумел обобщить огромный фактический материал в свете эволюционной идеи, связать стройной системой рассуждений. Его гениальный ум сумел обобщить огромный фактический материал в свете эволюционной идеи, связать стройной системой рассуждений.
Из биографии Ч.Дарвина. Годы жизни гг. Годы жизни гг гг. – изучает медицину в Эдинбурге гг. – изучает медицину в Эдинбурге гг. – совершает кругосветное путешествие на корабле «Бигль» как натуралист, собрав богатейший зоологический, палеонтологический, ботанический, геологический материалы гг. – совершает кругосветное путешествие на корабле «Бигль» как натуралист, собрав богатейший зоологический, палеонтологический, ботанический, геологический материалы.
Из биографии Ч.Дарвина г. – Дарвин становится убеждённым эволюционистом и начинает искать движущий фактор эволюции г. – Дарвин становится убеждённым эволюционистом и начинает искать движущий фактор эволюции г. – публикует описание путешествия на «Бигле» г. – публикует описание путешествия на «Бигле» гг. – издаёт 5-томный труд, в котором отражает зоологические и геологические результаты этого путешествия гг. – издаёт 5-томный труд, в котором отражает зоологические и геологические результаты этого путешествия.
Путешествие Ч.Дарвина. «….путешествие на «Бигле» было, конечно, самым важным событием моей жизни, определившим всю мою последующую деятельность…» Дарвин Ч. Автобиография//Происхожде ние видов. – М., – С.49
Южная Америка Ископаемый гигантский ленивец. Ископаемый гигантский ленивец. Современный ленивец. Современный ленивец.
Галапагосские острова Вьюрки (птицы семейства Fringillidae) Вьюрки (птицы семейства Fringillidae) «Можно действительно представить себе, что был взят один вид и модифицирован в различных целях» Ч.Дарвин «Можно действительно представить себе, что был взят один вид и модифицирован в различных целях» Ч.Дарвин
Из биографии Ч.Дарвина гг. – Дарвин вплотную приступает к работе над эволюционной теорией, собирает материалы по изменчивости, наследственности и эволюции диких видов животных и растений, а также собирает данные по методам селекции домашних животных и культурных растений гг. – Дарвин вплотную приступает к работе над эволюционной теорией, собирает материалы по изменчивости, наследственности и эволюции диких видов животных и растений, а также собирает данные по методам селекции домашних животных и культурных растений г. – год рождения эволюционной теории г. – год рождения эволюционной теории.
Из биографии Ч.Дарвина г. – книга «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятсуемых рас (форм, пород) в борьбе за жизнь» г. – книга «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятсуемых рас (форм, пород) в борьбе за жизнь». После 1859 г написал несколько капитальных трудов, связанных с развитием естественного отбора. После 1859 г написал несколько капитальных трудов, связанных с развитием естественного отбора. В 1868 г. Впервые и в 1875 г во второй раз была опубликована его знаменитая двухтомная монография «Изменение домашних животных и культурных растений» В 1868 г. Впервые и в 1875 г во второй раз была опубликована его знаменитая двухтомная монография «Изменение домашних животных и культурных растений» В 1871 г. – выходит в свет третий фундаментальный труд «Происхождение человека и половой отбор», который завершает трилогию основных его работ по теории эволюции. В 1871 г. – выходит в свет третий фундаментальный труд «Происхождение человека и половой отбор», который завершает трилогию основных его работ по теории эволюции.
Вывод: Энциклопедичность Ч. Дарвина, исключительный авторитет, приобретённый им как естествоиспытателем, корректность и дипломатичность в дискуссиях, внимание к точкам зрения оппонентов и критиков, доброжелательное отношение к ученикам и последователям, почтительность по отношению к старшим коллегам в немалой степени способствовали скорейшему принятию учения Ч.Дарвина во всём мире. Энциклопедичность Ч. Дарвина, исключительный авторитет, приобретённый им как естествоиспытателем, корректность и дипломатичность в дискуссиях, внимание к точкам зрения оппонентов и критиков, доброжелательное отношение к ученикам и последователям, почтительность по отношению к старшим коллегам в немалой степени способствовали скорейшему принятию учения Ч.Дарвина во всём мире.
Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем несвязанные, случайные, «Богом созданные» и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную основу, установив изменяемость видов и преемственность между ними. Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем несвязанные, случайные, «Богом созданные» и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную основу, установив изменяемость видов и преемственность между ними.В.И.Ленин
Проверь свои знания: Какие утверждения верны: 1. Ламарк создал лучшую искусственную систему. 2. Линней считал, что виды существуют и не изменяются. 3. Ламарк создал первую эволюционную теорию. 4. Ламарк считал, что организмы изменяются от простого к сложному. 5. Линней разделил всех животных на 5 классов. 6. Ламарк отрицал изменчивость природы. 7. Ламарк считал, что все признаки, приобретаемые в течение жизни, наследуются потомками. 8. Линней закрепил использование бинарной номенклатуры (двойное название) для вида. Определите, о каком учёном составлен синквейн: 1. ??? 2. Эрудит, верующий. 3. Описывал, систематизировал, организовывал. 4. Создал лучшую искусственную систему. 5. Трудоголик. 1. ??? 2. Талантливый, невезучий. 3. Боролся, отстаивал, доказывал. 4. Создал первое эволюционное учение. 5. Творец. 1. ??? 2. Трудолюбивый, обстоятельный. 3. Путешествовал, наблюдал, анализировал. 4. Выяснил причины эволюции живого. 5. Гений.
Закончите предложения: 1. Впервые описал и систематизировал виды ___________________. 2. Интерес к биологии вырос в XV веке – в эпоху ________________. 3. Наука, занимающаяся описанием и систематизацией организмов, называется ______________________________________________. 4. Система, в которой организмы располагаются в определённом порядке по существенным признакам, называется _____________. 5. Структурным элементом классификации является _____________. 6. Таксоном самого высокого ранга по классификации К.Линнея является ________________________________________________. 7. Как правильно сказать: род – одуванчик, вид – Лекарственный или вид – Одуванчик лекарственный? 8. Линней считал, что виды __________________________________. 9. Естественная система строится на сходстве в _________________.
Домашнее задание: Страницы учебника Страницы учебника Повторить Повторить Вспомнить методы биологии, алгоритм исследования, уровни организации живых организмов, свойства живого организма. Вспомнить методы биологии, алгоритм исследования, уровни организации живых организмов, свойства живого организма. Повторить биологическое определение «жизнь» Повторить биологическое определение «жизнь»