ФГОС НОО: перспективы реализации и организационно-методическая поддержка учителя в условиях использования системы учебников «Начальная школа XXI века»
Разработан коллективом авторов Центра начальной школы ИСМО РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора, члена- корреспондента РАО Натальи Федоровны Виноградовой.
Комплект учебников и учебно-методических пособий «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХI ВЕКА» Удостоен премии Президента Российской Федерации в области образования Победитель конкурса по созданию учебников нового поколения, проводимого Министерством образования Российской Федерации и Национальным фондом подготовки кадров. Обладатель книжного Оскара в номинации « Учебники ХХ I века » XIV Московской международной книжной выставки – ярмарки
Особенности стандарта Ориентация на результат Основные результаты начального образования – развитие личности учащихся, «профессиональный ученик» Три группы планируемых результатов Ведущие целевые установки изучения предметов Новая функция системы оценки – ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов Системно-деятельностный подход - формирование у учащихся учебной деятельности
Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическаяориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: (управление своей деятельностью) принятие цели, планирование, контроль и коррекция;, оценка контроль и коррекция;, оценка Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Формирование: учебно-познавательных мотивов; способность выполнять различные целенаправленные учебные действия, адекватные поставленной учебной задаче; умения решать учебные задачи разной степени трудности, ориентироваться на усвоенные общие способы действий; способности контролировать свои действия, предвидеть и устранять возможные трудности, оценивать процесс и результат работы; способы учебного сотрудничества – как на практическом, так и на коммуникативном уровне. Цель образования – развитие личности на основе ведущей деятельности.
Цель начального образования, определенная в стандарте: Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, т.е. овладение учебной деятельностью как ведущей в младшем школьном возрасте. Её сформированность предполагает: умение учиться («умею себя учить»); наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, всё интересно»); внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»); элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»).
Роль учителя Решающее значение для успешной реализации всего комплекса идей и педагогических решений принадлежит учителю: Позиционирование себя в образовательном процессе Организация учебной деятельности Стремление научить каждого своего ученика Готовность учиться самому - повышать квалификацию
Особенности построения УП в зависимости от поставленной цели Репродуктивная Приобретение, Приобретение, Расширение, запоминание Расширение, запоминание Поисковая Поисковая Анализ, сравнение Анализ, сравнение Обобщение Обобщение Исследовательская Исследовательская Решение проблемы Решение проблемы Построение гипотезы Построение гипотезы Творческая Творческая Самостоятельность Самостоятельность Инициатива, импровизация Инициатива, импровизация
Портрет будущего выпускника начальной школы любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – ценностно-эмоциональной, познавательной, саморегуляции. формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач. Развитие личности обучающегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций» Основные результаты начального образования
Приоритетные цели «Начальной школы XXI века» Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования. Развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы. Формирование учебной деятельности школьника. Духовно-нравственное развитие обучающихся, сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонациональной России.
Начальное образование должно обеспечить «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».