Рекомендации по оформлению ученических тетрадей в начальной школе Учитель начальных классов МОУ БСОШ 1 Барабанщикова Е. В.
При составлении данных рекомендаций мы учитывали : а ) отсутствие нормативной базы по данному вопросу ; б ) рекомендации методистов ; в ) исследования и рекомендации нейропсихофизиологов ; г ) положительный опыт практической реализа ции « Единого орфографического режима »; д ) положительный опыт, накопленный за по следние десятилетия.
Разночтение в оформлении письменных работ учащихся на сегодняшний день заключается в следующем : а ) отсутствие на местах всяких требований ; б ) отсутствие системы требований ; в ) наличие надуманных, не совсем обоснованных требований ; г ) практическая реализация « Единых требований...», официально утративших силу ; д ) наличие разумных требований вне системы.
Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как : а ) являются частью воспитания внутренней культуры учащихся ; б ) воспитывают уважение у учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы ; в ) формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформ лению работ, систематически возникает потреб ность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу ; г ) организуют учащихся для более вниматель ного выполнения работы.
Количество и назначение ученических тетрадей
п/п Учебный предмет Количество тетрадей Период обучения Комментарий 4Математика Прописи либо рабочие тетради Нет Период обучения грамоте Помимо прописей, допускается наличие 1-2 тетрадей Окружающий мир Нет 1-4 Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК 6 История Нет 1-4 Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК 7 ИЗОАльбомНет1-4
При оценке письменных ( текущих и контрольных ) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письма ми Министерства общего и профессионального образования РФ от г. 1561/14-15 « Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе ( нормы оценок ) и Министерства образова ния РФ от г. 2021/11-13 « Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы ». В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся.
Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Так как чернила крас ного цвета как единственный цвет для проверки ученических тетрадей нормативно не оформлены, то допускается использование и чернил зеленого цвета. Помимо стационарной ручки, в классной и до машней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют только простой карандаш. Проверка и возвращение учащимся конт рольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В обяза тельном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям ( лицам, их заменяющим ) с выдачей на дом. Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязатель ном порядке.
Оформление надписей на обложках ученических тетрадей Тетради учащихся для 1- го класса подписы вает либо сам учитель, либо родители. Совершенно необязательно, чтобы тетради для учащихся 1 - го класса ( да и других ) были подписаны одним почерком.
Оформление надписей на обложках ученических тетрадей СледуетНе следуетПримечание Тетрадь для работ по математике (для работ по русскому языку) ученицы 3-го класса «а» Борисоглебской СО школы 1 Ивановой Ольги Коробковой Анастасии Тетрадь Для работ по математике Для работ по русскому языку Ивановой Оли Коробковой Насти Воронцовой Тани Оли Ивановой Предлог «по» относится к имени существительному математика (словосочетанию русский язык), поэтому и пишется на той же строке Фамилию и полное имя следует писать в форме родительного падежа. Фамилию пишем на первом месте, а затем пишем полное имя Тетрадь по математике (по русскому языку)
Оформление письменных работ по математике и русскому языку Общие положения Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком. При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов. Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен : при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга ( почти все ее отделы ), органы зрения, слуха ( особенно если это диктант ), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6-7 лет, начинающих обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируются и навык выполнения тонкокоординированных движений - графический навык, и навык орфографически правильного пись ма.
Оформление письменных работ по математике и русскому языку Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов. Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребенку, так как : а ) часть учащихся пишут достаточно красиво, поэтому учитель на уроке тратит на них меньше времени ; б ) часть учащихся неправильно оформляют соединения, что является серьезной проблемой и мешает учителю правильно оценить работу учащихся ; в ) часть учащихся испытывают трудности в графическом определении высоты элементов и букв ; г ) следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность, высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обязательного выполнения требований и рекомендаций методистов и нейропсихофизиологов. Почерк является индикатором функционального состояния ребенка : чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк.
система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки. В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить ( как один из оптимальных вариантов корректировки ) образцы их написания на поля ( подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке ). Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах. Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике.
После каждой классной ( домашней ) работы по русскому языку следует отступать две строчки ( пишем на третьей ). При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2 см (2 пальца ). Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в 1- м классе. В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку. Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии ( от края не более 5 мм ). Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1- го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно. Оформление письменных работ по русскому языку
Запись даты написания работы по русскому языку ( и математике ) ведется по центру рабочей строки. В 1- м классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 4- го класса записываются число и полное название месяца. Например : 1 декабря. 15 апреля. В 4- м классе допускается в записи числа писать имена числительные прописью. Например : Первое декабря. Пятнадцатое апреля. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке ( без пропуска строки ) по центру и оформляется как предложение. Например : Классная работа. Домашняя работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Работа над ошибками. Оформление письменных работ по русскому языку
Оформление работ Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру ( полная или краткая запись ) либо на полях ( краткая запись ). Например : 1 вариант. 1 в. 2 вариант. 2 в. Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Допускается несколько вариантов записи номера упражнения. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки ( краткая или полная форма записи ) либо на полях ( краткая форма записи ). Например : Упражнение 14. Упр. 14. Все подчеркивания следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке. В некоторых видах работ допускается подчеркивание без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом. Выделение орфограмм следует делать простым карандашом. Выполнение всех необходимых операций в тетради простым карандашом дает возможность учащимся самим в ходе выполнения работы или в ходе самопроверки своевременно скорректировать и исправить допущенную ошибку, что исключено при использовании чернил.
При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каж ую морфему. Если к корню ( приставке, суффиксу, окончанию ) слова относятся три ( две, четыре, пять ) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом надлежит более точно. При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой. В 1-4- х классах в тетрадях ( листах для контрольных работ ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже - ее название. Например ( вид ): Диктант. Изложение. Сочинение. ( название ) Пушок. В тайге. Ранняя весна. Учащимся 1-4- х классов надо обязательно соблюдать красную строку. Текст каждой новой работы следует начинать с красной строки. Оформление работ
Оформление письменных работ по математике Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки ( на пятой клетке начинаем писать следующую работу ). Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 1 клетку ( на второй клетке пишем ). Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т. п. отступаем 3 клетки вправо, пишем на четвертой. Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Мы рекомендуем писать номер задания посередине строки либо на полях, так как это : а ) экономит место ; б ) позволяет более четко и быстро найти номер задания при проверке любой работы, а отсюда более ясно просматривается структура классной или домашней работы. Слово « задача » рекомендуем писать посередине, после чего сразу ставится номер задачи ( номера остальных заданий пишем на полях ). Число можно писать традиционно посередине, а можно и на полях ( например : без буквы « г.»). Число на полях также пишется на пятой клетке по вертикали, то есть на той же строчке, где и домашняя ( классная ) работа. В любой работе ( классной или домашней ) слева по горизонтали отступаем одну клетку от края.
При записи математических выражений все символы ( знаки, цифры ) фиксируются с учетом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами ( сложение, вычитание, умножение и деление ). Роль операции с простым карандашом остается той же ( см. раздел « Оформление письменных работ по русскому языку »). Оформление письменных работ по математике